Читать онлайн
Грузино-абхазский конфликт:1917-1992

Нет отзывов
Грузино-абхазский конфликт: 1917-1992

ВВЕДЕНИЕ

ГРУЗИНО-АБХАЗСКАЯ ВОЙНА 1992–1993 годов имела огромные последствия для постсоветского пространства. Эта война блокировала важнейшие транспортные артерии, существенно затруднив сообщение между Россией и Закавказьем. Эта война сделала абхазский вопрос главным в политической повестке дня Грузии и стала важнейшим препятствием для развития российско-грузинских отношений. Эта война привела в Закавказье представителей многих международных структур и заставила в последние годы говорить о возможности югославского сценария у южных границ России. И, наконец, из-за этой войны сотни тысяч жителей Абхазии (на последнем этапе это были по большей части грузины) покинули родные дома и уже более десяти лет испытывают все тяготы судьбы беженцев.

«Беженец», «сепаратист», «агрессор» – эти стандартные, известные по десяткам военных конфликтов понятия навязывают нам черно-белое изображение действительности, которое должно подсказать читателю ответы на привычные в подобных случаях вопросы – кто виноват и, соответственно, что делать. Другое дело, что для всякого черно-белого изображения легко найти его «негатив». Является ли абхазское государство сепаратистским? Была ли Грузия в 1992–1993 гг. агрессором? Ответить «да» одновременно на оба эти вопроса невозможно, однако немало заинтересованных наблюдателей утвердительно отвечает на первый вопрос, и немало отвечает утвердительно на второй. Можно предположить, что в обозримом будущем к теме войны 1992–1993 гг. обратятся серьезные абхазские и грузинские историки, но оценки происходившего в их академических работах, скорее всего, будут диаметрально противоположны.

Однако для тех, кто озабочен путями решения грузино-абхазского конфликта (а очевидно, что к этому так или иначе есть и будут причастны многие государства и организации), недостаточно знать о том, что происходило в годы войны. Хотя большинству жителей СССР Абхазия виделась идиллическим курортным краем, серьезные конфликты вокруг нее вызревали давно, во всяком случае начались они задолго до революции 1917 года и не прекращались в течение всего советского времени, даже тогда не раз выходя на поверхность. Истоки этих конфликтов многим видятся в событиях предыдущих веков, в особенности – второй половины XIX столетия, когда в ходе русско-кавказской войны значительная часть абхазов покинула родную землю, а на территории Абхазии появилось большое количество переселенцев из различных районов Грузии. Как бы то ни было, в советское время, особенно в период перестройки, грузино-абхазские противоречия не раз выходили на поверхность. Война 1992–1993 годов стала результатом долгой и непростой истории межнациональных взаимоотношений.

Настоящая брошюра – попытка очертить самые общие контуры этой истории. Она не содержит наших собственных оценок и аналитики, а лишь фрагменты из опубликованных выступлений, документов и воспоминаний, которые связаны с национальными проблемами Абхазии со времени крушения Российской империи и до начала грузино-абхазской войны. Чтобы в первом приближении понять суть конфликта, следует в первую очередь услышать прямую речь участников событий и их единомышленников в последующих поколениях. Применительно к грузино-абхазскому конфликту это тем более верно потому, что за годы, прошедшие после периода наиболее острой конфронтации 1988–1993 гг., идеология противоборствующих сторон практически не претерпела изменений.

Брошюра, разумеется, не содержит исчерпывающего набора материалов по данной теме. Проблема грузино-абхазских отношений еще ждет своего скрупулезного и объективного исследователя. Однако нельзя не отметить, что, стремясь по возможности представлять позиции различных сил, задействованных в истории Абхазии XX века, мы не раз натыкались на лакуны – фактическое отсутствие опубликованных материалов, отражающих точку зрения одной из сторон на тот или иной существенный этап развития грузино-абхазских отношений. Это и не дало возможности избежать некоторых «асимметрий» в составе материала, вошедшего в брошюру.

Для удобства читателя брошюра содержит также краткую хронологию истории Абхазии 1917–1992 гг.

Помимо цитируемых в брошюре сочинений в работе над ней была использована монография В. А. Шнирельман. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. Большую помощь в работе над брошюрой оказал О. Р. Айрапетов, которому составитель выражает искреннюю признательность.

ОТ МЕНЬШЕВИКОВ ДО «ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ»

1917

Октябрь – Абхазия вошла в Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. Согласно договору союз объединял «казачьи войска: войско Донское, войско Кубанское, войско Терское и войско Астраханское, примкнувший к войску Астраханскому Калмыцкий народ и объединенные в особый союз Горцев Кавказа… горские и степные народы».

8 ноября – первый съезд абхазского народа в Сухуми. На нем избран Абхазский народный совет. На съезде присутствовали представительные делегации абхазов и грузин. (Точных данных о численности основных народов, населявших Абхазию в 1917 году, нет. По последней на тот момент переписи 1897 года, абхазов – 59 тыс., грузин – 26 тыс.)


Из воспоминаний грузинского делегата первого съезда абхазского народа И. Гомартели [1]

«Представители абхазов не только прохладно, но и почти враждебно встретили на собрании грузинскую депутацию. Они заранее решили отвергнуть советы депутации и твердо защищать свою позицию, не идти по пути уступок…

Абхазцы заключили союз с горцами и казаками; затем позвали самурзканских[2] мегрелов[3] и заявили им: если хотите жить с нами дружно, тогда вы должны вступить в этот союз. Подобный путь полностью отрицает, аннулирует как демократические, так и международные принципы… Когда абхазцы за спиной мегрелов связываются с горцами и казаками, мегрелы уже знают, что абхазцы этот союз заключают против них. Иное объяснение неинтернационального и недемократического поведения абхазцев совершенно невозможно.

К этому следует добавить национальное самолюбие. Грузины постоянно клянутся дружбой, а в избирательный список социал-демократы не включили ни одного абхазца; разве Абхазия недостойна, чтобы иметь одного своего представителя в Учредительном собрании?..

Абхазцы не занимаются ни хозяйством, ни хлебопашеством, ни торговлей, ни промыслом, ни ремеслом. Абхазский крестьянин имеет земли на тридцать, сорок, шестьдесят и более трудодней. Абхазец – изящный, стройный, красивый. Он любит коня, кутеж, природу, а труд, работу – нет…

Настоящий земледелец в Абхазии – мегрел. В пору революции мегрел или не дает абхазцу урожай, или дает меньше.

Абхаз не смог создать культуру, не создал письменность, и сегодня он пытается создать письменность изуродованной русской азбукой. Абхазы сегодня не смогут создать собственную азбуку. У них нет культурной силы для этого…

Если руководствоваться судьбой самих абхазцев, разве не все равно, кто их проглотит, если это поглощение обязательно?»

(Газета «Алиони» (Тбилиси), 16–23 ноября 1917 г.)
1918

9 февраля – Абхазский народный совет и Национальный совет Грузии заключили Соглашение, в основных чертах определяющее их взаимоотношения как союз двух государственных образований.


Некоторые пункты Соглашения

«1) Воссоздать единую нераздельную Абхазию в пределах от реки Ингур до реки Мзымта, в состав которой войдут собственно Абхазия и Самурзакань или, что то же, нынешний Сухумский округ.

2) Форма будущего политического устройства единой Абхазии должна быть выработана (в соответствии) по принципам национального самоопределения на Учредительном собрании Абхазии, созванном на демократических началах.

3) В случае, если Абхазия и Грузия пожелают вступить с другими национальными государствами в политические договорные отношения, то взаимно обязываются иметь предварительные между собой переговоры».

«Некоторые грузинские историки утверждают, что с этого момента Абхазия становится частью Грузии, которая предоставила ей широкую автономию. Имеет место подтасовка фактов.

Во-первых, в Соглашении не рассматривается вопрос об автономии. Во-вторых, на момент подписания Соглашения Грузия как самостоятельное государство не существовала. Эта новоиспеченная безымянная структура впоследствии (через два месяца) совместно с Арменией и Азербайджаном составила Закавказскую Демократическую Федеративную Республику. В-третьих, до и после подписания Соглашения Абхазия продолжала оставаться в составе Союза горцев Кавказа de jure и de facto, сохранив свой суверенитет и независимость. В-четвертых, второй пункт Соглашения гласит, что „форма будущего политического устройства единой Абхазии“ должна быть определена на Учредительном собрании Абхазии как внутреннее дело народа страны.

Из этого следует, что к моменту объявления Грузией независимости в мае 1918 г. Абхазия не входила в ее состав».

(Т. М. Шамба, А. Ю. Непрошин. Абхазия: правовые основы государственности и суверенитета. Москва: Ин-Октаво, 2005.)

Май – в Абхазии высадился десант войск Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР), объединявшей на тот момент Грузию, Армению и Азербайджан и управлявшейся меньшевистским правительством (в основном это были грузинские войска). В том же месяце ЗДФР распалась. Новообразованная Грузинская Демократическая Республика полностью установила контроль над Абхазией к сентябрю 1918 г. и сохраняла его до конца своего существования в феврале 1921 г. Наличие в Абхазии войск, введенных с санкции ЗДФР, облегчило новообразованной Грузинской Демократической Республике решение задачи по установлению контроля над Сухумским округом, или Абхазией, к сентябрю 1918 г., и даже попытаться аннексировать Сочинский округ, где вообще не было грузинского населения и откуда грузинские войска без особого труда были выбиты в январе 1919 г. полком Добровольческой армии А. И. Деникина.

«Свободная и молодая Грузия, не успев получить еще признания своей самостоятельности, проповедуя о правах малых народов на самоопределение, прилагает все силы к тому, чтобы инкорпорировать – включить в свои границы – целую страну, поглотить целый, совсем не родственный Грузии народ, абхазский, под флагом выставляемых высоких девизов справедливости самоопределения, в Грузии во всю ширь развертывается измена, насилие и грабеж».

(Н. Воробьев. О неосновательности притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию). Ростов-на-Дону, 1919.)

«В Сочинском округе продолжалось спешное расхищение грузинами русского казенного и частного имущества, всевозможные притеснения, аресты и высылки элементов, тяготевших к России, и вместе с тем оказывалось покровительство большевикам и проводилось вооружение их. Шли повальные грабежи и разбои. Десятипроцентный сбор натурой со всех продуктов сельского хозяйства и товаров вызвал прекращение подвоза и торговли и усилил еще больше голод. Население Сочинского округа целым рядом депутаций и письменных постановлений обращалось в Екатеринодар с просьбой об избавлении от грузин».

(А. И. Деникин. Очерки русской Смуты. М.: Айрис-пресс, 2003. Т. 5.)

Из преамбулы «Предварительных материалов расследования уголовных дел по фактам массовых убийств, геноцида и других тяжких преступлений, совершенных властями Грузии и ее вооруженными формированиями в период оккупации Абхазии в 1992–1993 гг.», подготовленных прокуратурой Абхазии

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


notes

Примечания

1

И. Гомартели (1875–1938 гг.) – грузинский писатель, общественный и политический деятель; депутат I Государственной думы России; член Учредительного собрания Грузинской Демократической Республики (здесь и далее примечания составителя).

2

Самурзакано – грузинское название южной части Абхазии.

3

Мегрелы – близкая грузинам этническая группа, проживающая на северо-западе Грузии и на юге Абхазии.