© Составитель Владимир Федоровский, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Одной из ярких форм проявления культуры русского народа, выражения народных чувств и ощущений являются русские народные песни.
У большинства этих песен авторы неизвестны. По-видимому, они являются выходцами из простого народа, но очень талантливыми, поскольку музыкальность и глубокая чувственность этих песен позволяет им не стареть многие века, в отличие от модных, но однодневных «хитов» и «шлягеров».
Ещё в 1790г. составитель сборника «Собрание русских народных песен» в предисловии к сборнику приводит слова итальянского композитора Паизиэлло, который, услышав впервые русские народные песни, не мог поверить, чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей.
С особой любовью русский человек относился к народной песне не только потому, что она являлась естественной потребностью человека к самовыражению и сопровождала его на протяжении всей жизни, но и потому, что для исполнения песни и её восприятия слушателями требовалось особое, возвышенное состояние души.
Только духовно богатый и талантливый народ мог создать и ценить такие песенные шедевры.
В русских народных песнях раскрывается судьба народа, его национальный характер во всём его богатстве мыслей и чувств.
В песнях можно услышать о думах Ермака; об удали Стеньки Разина; о тихой грусти пряхи в низенькой светёлке; о горькой доле ямщика, замёрзшего в степи; о нелёгкой службе солдатушек-ребятушек; о бежавшем бродяге; о любви человека, который готов отдать «златые горы» за «ласки-взоры» и т. д.
Как добрая и мудрая наставница, народная песня знакомит нас с бытом наших предков, с их чувствами и жизненными ситуациями. Она прививает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к её героям, мастерам, бедным людям.
Она учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивать правду и человеческое достоинство.
Человек, не знающий русскую народную песню или относящийся к ней равнодушно, не может считать себя человеком высокой культуры.