Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР, маршал Советского Союза Леонид Ильич Брежнев установил несколько личных рекордов, достойных занесения в Книгу рекордов Гиннесса.
Он был награжден 117 советскими и иностранными государственными наградами, причем некоторыми заслуженно. Если это и не мировой рекорд, то уж точно советский. Единственный в стране и мире, он имел пять Звезд Героя – одну Героя Социалистического Труда и четыре Героя Советского Союза. А с учетом подобных наград социалистических стран, он стал Героем 18 раз – причем имел на одну Звезду Героя ГДР больше, чем у лидера ГДР Эрика Хонеккера, и на одну Звезду Героя Болгарии больше, чем у лидера Болгарии Тодора Живкова. Ну и на закуску – орден Победы.
В 1973 г. Брежнев стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» – так, и вполне заслуженно, была отмечена его политика разрядки международной напряженности. А в 1979 г. он стал еще и лауреатом Ленинской премии по литературе – за книгу воспоминаний «Малая земля», не отличавшуюся никакими литературными достоинствами да к тому же не им написанную…
С другой стороны, в самом полном на сегодняшний день перечне советских анекдотов ему посвящено 217 анекдотов, в то время как Сталину – 205, Ленину – 155, Хрущёву – 149, а все остальные советские лидеры, включая Троцкого, вместе не набрали и двухсот…
И еще немного статистики. По результатам опроса Левада-Центра, проведенного в апреле 2013 года, граждане России оценили Л. И. Брежнева лучше других руководителей страны ХХ века – положительно к нему отнеслись 56 % опрошенных, отрицательно 29 % (второе место занял Ленин, третье Сталин).
Леонид Ильич Брежнев родился 6 декабря 1906 года в поселке Каменское Екатеринославской губернии (ныне г. Днепродзержинск Днепропетровской области). Впрочем, позднее он, как тогда было принято, обычно указывал другую дату рождения – 19 декабря, то же самое, но уже по новому стилю.
В отличие от других советских лидеров происхождение и ранние годы биографии Брежнева особых споров не вызывают. Действительно, у В. И. Ульянова (Ленина) искали немецкие, швейцарские, еврейские, калмыцкие корни и долго спорили об их взаимовлиянии. И. В. Джугашвили (Сталина) объявляли незаконным сыном то некоего грузинского князя, то путешественника Пржевальского. Даже незатейливому Н. С. Хрущёву приписывали аристократическое происхождение. Да и у преемника Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова родословная вызывала много вопросов.
Сам Брежнев по поводу своего происхождения высказывался однозначно: «По национальности я русский, по происхождению – коренной пролетарий, потомственный металлург. Вот и все, что известно о моей родословной». Любопытно, впрочем, что в ранних документах его национальность определялась по-разному – то русский, то украинец, очевидно, в зависимости от желания составителя документа (стоит напомнить, что в 1920-е годы на Украине проводилась политика коренизации, то есть фактически украинизации).
В 1970 – 1980-е годы от имени Брежнева группой журналистов были подготовлены и изданы мемуары, начиная со знаменитой «Малой земли». Сейчас уже трудно отделить то, что мог рассказать сам Брежнев, от того, что придумали авторы текста (впрочем, использовавшие и подлинные документы). Тем не менее по возможности будем использовать эти тексты и для краткости называть их воспоминаниями Брежнева.
Отец Л. И. Брежнева, Илья Яковлевич, всю жизнь проработал на Днепровском металлургическом заводе, одном из крупнейших в России. Родом он был из крестьян Курской губернии, но быстро растущая южнорусская промышленность вытянула его, как и многих, в поисках лучшей доли, на Украину, и дети Ильи Яковлевича, а в семье их было трое, родились уже в другой, фабрично-заводской среде. Отец мечтал, чтобы его дети получили высшее образование. Его мечта сбылась.
Как говорилось в воспоминаниях Брежнева, «народу в нашем Каменском, будущем рабочем городе Днепродзержинске, было тогда двадцать пять тысяч, и весь отсчет времени, весь бытовой уклад, привычки, нравы, сам труд людей – словом, вся жизнь шла по гудку».
Обычно считается, что Л. И. Брежнев не получил сколько-нибудь приличного образования. Это не так. Для того времени и для того социального слоя, к которому он принадлежал, образование можно было считать неплохим. Но далось оно нелегко.
Необходимо сделать одну оговорку. Как справедливо заметил один из немногих пока биографов Брежнева, «Леонид Ильич оказался толковым и дельным инженером, хорошим организатором производства. А вот языки и вообще гуманитарные предметы давались ему с трудом, и никакой тяги к ним он всю свою долгую жизнь не питал». И именно отсутствие гуманитарной составляющей в его техническом по преимуществу образовании да и в круге жизненных интересов и питало миф о полной необразованности Генсека.
Вновь обратимся к воспоминаниям. «Детей рабочих прежде в гимназию вообще не допускали, да и тут не распахнули двери, а только чуть приоткрыли. По-видимому, с одной стороны, это вызывалось потребностями растущего производства, а с другой – сказывалось влияние революционных событий в России. Тем не менее для нас был устроен особый конкурс, брали самых способных, примерно одного из пятнадцати, и всего-то сыновей рабочих приняли в тот год семерых. Все прочие гимназисты… принадлежали к среде чиновников, богатого купечества, заводского начальства».
Итак, в 9 лет, пройдя жесткий отбор, Леонид поступил в Каменскую классическую мужскую гимназию и через семь лет, в 1921 году, ее окончил – правда, она тогда уже именовалась Единой трудовой школой. На этом образование прерывается – начинается трудовой путь. В пятнадцать лет Леонид поступил на Днепровский завод кочегаром, потом стал слесарем.