Читать онлайн
Полководцы Великой Отечественной. Книга 4. Георгий Жуков

Нет отзывов
Полководцы Великой Отечественной. Книга 4. Георгий Жуков

Редактор кандидат исторических наук Н. А. Копылов

Редактор-составитель доктор исторических наук М. Ю. Мягков



© ИД «Комсомольская правда», 2014 год.

© ИД «Российское военно-историческое общество», 2014 год.

Жуков Георгий Константинович


1 декабря 1896–18 июня 1974


Жуков Георгий Константинович (1896–1974) – четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955. по 1957-й – министром обороны СССР. «Маршалом Победы» назовут Г. К. Жукова в народе; беспощадным полководцем, не жалевшим человеческих жизней ради успеха – многие критики у нас в стране и за рубежом. Современники вспоминают его как человека широкоплечего, крепкого, с волевым лицом и строгими складками у бровей. Внешность отражает характер: прямой, открытый, решительный. Таким он был с детства.

Сражения и победы

Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза, великий полководец.

Г. К. Жуков остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне.

Ранняя биография и гражданская война

Георгий Константинович Жуков родился в калужской деревне Стрелковка (ныне Жуково) в простой крестьянской семье, рано пошел «в люди», взяв на себя обязанность помогать семье. Службу в русской армии начал в 1915 г. Участвовал в Первой мировой войне, дослужился до унтер-офицера, награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну стал добровольцем, вступил в Красную Армию. Вскоре решительный и храбрый кавалерист из рядового стал командиром взвода, а затем и кавалерийского эскадрона. Боевой путь Жукова в годы Гражданской войны отмечен участием в боях на Восточном, Западном и Южном фронтах. Высшего военного образования не получил. За его спиной были лишь Кавалерийские курсы (1920 г.), курсы усовершенствования командного состава кавалерии (1925 г.) и курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (1930 г.). Зато академическое образование Жукову заменили опыт Гражданской войны и последующая служба на различных должностях в Красной Армии, а самое главное – природное дарование и упорное стремление освоить военную науку самостоятельно.


1914 год.


Сокурсник Жукова и его боевой соратник, маршал К. К. Рокоссовский рассказывал:

Жуков как никто отдавался изучению военной науки. Заглянем в его комнату – все ползает по карте, разложенной на полу.


1920-е годы.



После Гражданской войны, когда армия была сокращена в несколько раз до штатов мирного времени, Жуков остался в ее рядах в той же должности командира кавалерийского эскадрона. Уже в июле 1923 г. стал командиром полка. Через семь лет – командиром кавалерийской бригады. В начале 1931 г. комбриг Г. К. Жуков назначен на должность помощника инспектора кавалерии Красной Армии, потом – командиром 4-й кавалерийской дивизии. С 1937 г. – командиром 3-го, а затем 6-го кавалерийских корпусов РККА.

В июне 1939 г. направлен в район советско-японского конфликта, где по предложению Генштаба заменил предыдущего командующего советскими войсками Н. В. Фекленко. Для улучшения действий советско-монгольских войск Жуков предложил применять активную оборону и проводить контрудары по наступающей группировке противника. 20–31 августа 1939 г. провел успешную операцию на окружение и разгромил группировку японских войск генерала Комацубары на реке Халхин-Гол. В боях на Халхин-Голе Жуков впервые широко использовал танковые части для решения задачи окружения и уничтожения противника. В ходе боев на Халхин-Голе советские войска потеряли 23 225 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Японские потери оцениваются в 61 тыс. человек (из них около трети – убитыми). Разгром японцев в боях на Халхин-Голе рассматривается как один из ключевых факторов, заставивших Японию отказаться от планов нападения на СССР вместе с Германией. За эту операцию комкор Жуков удостоился звания Героя Советского Союза и ордена Красного Знамени МНР.


В 4-й кавалерийской дивизии 1936–1937 гг.


Комкор Г. К. Жуков и маршал Чойбалсан после событий на Халхин-Голе, 1939 г.


Парад в честь 22-й годовщины Октябрьской революции. Киев.


Великая Отечественная война

С этого времени Жуков стремительно продвигается по службе: в июне 1940 г. назначается командующим войсками Киевского особого военного округа. С января по 29 июля 1941 г. он начальник Генерального штаба – заместитель народного комиссара обороны СССР. Доля вины за ошибки и просчеты, приведшие к тяжелым поражениям Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, безусловно, лежат и на руководстве Генерального штаба РККА, и Жуков признавал это.

Так впервые проявился его суровый дар военачальника:

…Война есть война, – заявил он в ходе обсуждения операции, – и на ней не может не быть потерь… и эти потери могут быть крупными.



В результате этой операции, – писал Г. К. Жуков в донесении И. В. Сталину от 8 сентября 1941 г., – во всех войсках поднялось настроение и уверенность в победе. Сейчас части уверенно встречают контратаки противника, бьют его огнем и дружно, в свою очередь, переходят в контратаки.

Полководческий талант Жукова в полной мере раскрывается в годы Великой Отечественной войны. 23 июня 1941 г. он назначается членом Ставки Верховного Главнокомандования. В августе 1942 г. – первым заместителем народного комиссара обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Уже в первые дни вражеского вторжения Жуков организовал на Юго-Западном фронте контрудар силами нескольких механизированных корпусов в районе города Броды. Это было первое крупное танковое сражение с начала Второй мировой войны. Под Берестечко, Луцком и Дубно советские танки с ходу атаковали наступающие колонны немцев. С обеих сторон на участке шириной всего до 70 километров столкнулось около 2 тысяч бронированных машин. В результате операции план высшего гитлеровского командования с ходу прорваться к столице Украины городу Киеву и выйти на левобережье Днепра был сорван. Советские корпуса были обескровлены, но и неприятель понес немалые потери в боевой технике, что заметно снизило его возможности.

В разговоре с командующим 50-й армией И. В. Болдиным Г. К. Жуков говорил:

Не пойму я Вас, почему Вам понадобилось вести танки на артиллерийский огонь… Если так легкомысленно будут бросаться танки, как до сих пор Вы бросаете на нерасстроенную систему огня, ничего у Вас не выйдет… Азбучная истина обязывает: прежде чем бросить танки, нужно подавить систему огня, а тогда только бросать танки. А у вас делается наоборот. Вам об этом неоднократно давалось указание, но, видимо, до сих пор эти элементарные истины не поняты и танки продолжают гибнуть без всякой пользы. Бросание танков без подавления системы огня противника я считаю АВАНТЮРОЙ…

(Г. К. Жуков в битве под Москвой. Сборник документов. М.: Мосгорархив, 1994. с. 156–157.)

Командующий 1-м Белорусским фронтом Г. К. Жуков на командном пункте.


В конце июля генерал армии Жуков был отстранен Сталиным от должности начальника Генштаба. По версии самого Жукова это произошло из-за желания вождя во что бы то ни стало удержать Киев, тогда как генерал предлагал немедленно отойти на левый берег Днепра, спасая войска от окружения. Тем не менее вскоре Жуков занимает заметный участок борьбы с захватчиками. В августе – сентябре 1941 г. он командует войсками Резервного фронта и в условиях продолжающегося продвижения на восток немецко-фашистских войск проводит Ельнинскую операцию. В Великой Отечественной войне она стала для Красной Армии первым сравнительно большим наступательным успехом.

В таких решительных боях изматывались силы захватчиков, группировки вермахта теряли ударную силу и время. Советские воины приобретали навыки современного боя и уверенность в себе.

Следует отметить, что Ставка Верховного Главнокомандующего направляла генерала Г. К. Жукова на самые трудные участки, где требовались прежде всего сила воли и твердость характера. В сентябре 1941 г. началась блокада Ленинграда. Гитлеровские войска подошли вплотную к его кварталам. 11 сентября Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом. Прибыв в город на Неве, новый командующий мобилизовал все силы фронта, Балтийского флота и трудящихся Ленинграда на оборону. Неприятель – группа армий «Север» под командованием фельдмаршала В. Лееба – был остановлен. Вскоре фронт здесь стабилизировался и принял характер позиционной войны. Гитлеровское командование решило задушить город блокадным кольцом.

Тем временем немецкая группа армий «Центр» развернула наступление на Москву. В начале октября 1941 г. Жуков был отозван из Ленинграда и назначен командующим Западным фронтом, который защищал столицу государства. В тяжелейших условиях Жукову удалось организовать оборону Москвы. На первых порах не хватало армейских сил и обученных резервов, мало было боевой техники, для борьбы с вражескими танками приходилось привлекать зенитную артиллерию из состава противовоздушной обороны столицы. В ходе жестоких и бескомпромиссных сражений в Подмосковье армии Западного фронта (вместе с соседними фронтами) сперва обескровили немцев, а затем сами перешли в решительное наступление. Гитлеровские войска оказались отброшенными от Москвы на 100–250 километров. Наступление завершилось на линии Вязьма – Гжатск – Ржев.

27 января 1942 года Жуков общается с командующим 49-й армией Западного фронта И. Г. Захаркиным:

На одном и том же месте продолжаются преступно проводимые атаки, а как следствие тупости и недисциплинированности гореорганизаторов, люди расплачиваются тысячами жизней, не принеся Родине пользы. Если Вы хотите, чтобы Вас оставили в занимаемых должностях, я требую:

– прекратить преступные атаки в лоб населенного пункта;

– прекратить атаки в лоб на высоты с хорошим обстрелом;

– наступать только по оврагам, лесам и малообстреливаемой местности…

Исполнение донести мне к 24.00 27.1

(Русский архив. Великая Отечественная. Т. 15(4(1). М.: «Терра», 1997. с. 271–272.)

В битве под Москвой в полной мере проявились оперативно-стратегические черты полководческого искусства Жукова. Необходимо выделить его огромное самообладание и уверенность, которые в, казалось бы, безнадежной обстановке позволяли применить наиболее рациональные способы решения поставленных задач. От Жукова требовалось восстановление не просто прорванного на отдельных направлениях, а полностью нарушенного фронта обороны. Противника нужно было остановить любой ценой. Командующий бросал все немногочисленные резервы на закрытие брешей, перебрасывал войска с одних сравнительно устойчивых на другие угрожающие направления, постоянно предпринимал контрудары. Жуков лично выезжал на передовую, собирал полуразбитые отступающие части и ставил им задачи по обороне рубежей.

22 марта 1942 года в приказе командующим 5, 43, 49 и 50-й армий Жуков пишет о необходимости:

точного выполнения моего приказа о захвате опорных пунктов противника специальными штурмовыми отрядами во избежание излишних потерь

(ЦАМО, ф. 208, оп. 2511, д. 1048, л. 108.) В приказе по Западному фронту от 15 марта 1942 года Жуков требует:

Выжечь каленым железом безответственное отношение к сбережению людей, от кого бы оно не исходило

(ЦАМО, ф. 208, оп. 2513, д. 209, л. 142.)

В этот период часто звучали угрозы генерала по отношению к подчиненным командирам за невыполнение приказа – «расстреляю», «арестую», «отдам под трибунал», которые, однако, в большинстве своем оставались лишь угрозами. Сегодня Жукова обвиняют за такой стиль руководства. Но необходимо помнить, что тогда стояло на кону – столица СССР и, очевидно, судьба всего советского народа. Сантиментов от командующего ждать было трудно, другого выхода тогда не было.

Жуков исходил из принципа, что наибольшую экономию сил и средств дает хорошее знание противника. Он не действовал вслепую, а задействовал все виды разведки с целью выявить главные группировки врага, не растягивал свои войска, а сосредоточил практически все имеющиеся у него силы для обороны важнейших узловых районов. Наконец, командующий смог своевременно определить момент, когда группа армий «Центр» исчерпала свои наступательные возможности, и отдал распоряжение нанести контрудар, пока враг еще не успел закрепиться на достигнутых рубежах под Москвой.


Командующие фронтами Великой Отечественной войны: Конев И. С., Василевский А. М., Жуков Г. К., Рокоссовский К. К., Мерецков К. А., Толбухин Ф. И., Малиновский Р. Я., Говоров А. А., Еременко А. И., Баграмян И. Х. 1945 г.


…Следует ожидать, что противник в этом году основную ставку при наступательных действиях будет делать на свои танковые дивизии и авиацию… В настоящее время перед Центральным и Воронежским фронтами противник имеет до 12 танковых дивизий и, подтянув с других участков 3–4 танковые дивизии, может бросить против нашей курской группировки до 15–16 танковых дивизий общей численностью до 2500 танков.

К сожалению, замыслы советского командования по полному разгрому группы армий «Центр» зимой – весной 1942 г. в ходе Ржевско-Вяземской операции не увенчались успехом. В боях под Ржевом и Сычевкой летом 1942 г. советская сторона понесла большие потери, но и немцы на центральном направлении были обескровлены настолько, что не смогли уже предпринять нового удара в направлении столицы.