Книга "Вегетарианка" Ган Хан поражает своей тревожной и мрачной атмосферой, рассказывая историю Ёнхе, чья жизнь меняется после того, как начинает преследовать кошмарные сновидения. Чтобы избавиться от них, она решает отказаться от мяса, что становится началом серии странных и неожиданных событий.
Роман исследует темы бунта, табу, насилия и чувственности, открывая читателям глубокие метаморфозы души главной героини. Критики по всему миру высоко оценивают эту книгу как кафкианскую аллегорию о власти, наваждении и желании освободиться от насилия как снаружи, так и изнутри.
Отзывы
Муть. В начале ещё было интересно, хотелось знать, что там дальше. А дальше поехала крыша. Совершенно не интересно «идти» за героями, попытка увлечь в сети и зацепить провальна. На каждой новой странице, которую всё труднее было заставить себя читать, была только одна мысль: больная фигня. Может быть, не мой стиль. Не рекомендую тратить время.
Замечательная книга! О сложных и противоричивых чувствах, которыми наполнены люди, о том что детство не проходит бесследно, о той темной части, которая нсть в нас.
Наглядное пособие о том, что будет с человеком, если в семье с детства правило бал насилие. Жаль, что вегетарианство здесь показано скорее как стадия психического заболевания, а не как шаги на пути к осознанности и совершенству.
В целом, книга зайдёт тем, кто любит мрачный хардкор и открытый финал - можно додумать, а что же дальше будет с персонажами.
Для любителей реалистичной литературы произведение покажется, возможно, специфичным и странным. Поскольку в своей символичности доходит до откровенной аллегории.
Хотя начинается история совсем обычно. Брак главных героев скучный и заурядный. И жену муж считает такой же: собственно, ее заурядность и стала причиной, по которой он женился. Ни о любви, ни об уважении вопроса перед ним даже не стояло, главное, чтобы супруги друг друга устраивали. Жена исправно готовит, убирается, по большей части молчит, что вообще великолепно, поскольку не пилит. Что ещё надо мужику? И вдруг жена отказывается от мяса. К ужасу мужа, глазами которого мы наблюдаем за происходящим в 1 части. Более того, она отказывается кормить мясом и его. На первый взгляд, ее отказ с выкидыванием всей животной пищи из холодильника выглядит действительно странным. Но это книга не о женщине- вегетарианке, ведущую правильную, здоровую, даже праведную жизнь во имя спасения животных.
В действительности, правда, ее бунт трудно отличить от психического заболевания. Вопрос в том, что вызвало такое состояние? И вот тут оказывается, что причин масса – от травм детства до семейных традиций в патриархальном обществе, где женщина должна беспрекословно подчиняться, вплоть до невозможности выбора в еде. Женщина обречена нести груз обыденной жизни, которая полна тревог и разочарований. И весь ужас в том, что никто и не собирается разбираться в причинах: ни муж, который втайне страдает комплексами собственного тела и некоторых его частей; ни отец, насильно пытающийся впихнуть в неё злосчастное мясо. Ни муж сестры, под видом преклонения перед ее телом на самом деле домогающийся героини. Ни даже сестра, которая сама такая же жертва семейного детского насилия. В результате, героиня, отправленная в психушку, хочет превратиться в дерево. Такова внешняя канва истории, за которой огромный подтекст. Мясо как продукт убийства животного становится символом такого насилия. Отказ от мяса – метафора отказа от любого, физического или психологического, насилия. За этими аллегоричными образами скрывается патриархальное общество Кореи, в котором жена обращается к мужу на «вы», не смеет ему слова лишнего сказать, а браки заключаются по договоренности. Подобное безмолвное послушание прослеживается и в отношении детей к своим родителям. Оттого центральной становится сцена семейного обеда, когда отец Ёнхе силой пытается запихнуть в нее кусочек жареной свинины, а брат и муж удерживают девушку за руки, чтобы не вырывалась. Любые внешние проявления «ненормальности» – следствие внутренних проблем, и лечить нужно именно их. У главной героини неприятие токсичного мира, но в стараниях сделать ей лучше, мир только больше на нее давит. Это некая форма протеста и одновременно результат травмы. В сознании героини мясоедство тесно переплетается с предшествующим актом насилия (это и само по себе логично, и завязывается на детские воспоминания) и отторгается. Реакция Ёнхе в ответ на насилие проста – причинить вред себе по своей воле, тем самым объявить протест всем людям, жаждущим совершить насилие над другим человеком. «Я сама» – это уход Ёнхе от мира жестокости.
Хан Ган написала горький роман без проблеска надежды. В книге абсолютно нет ни намёка на позитивность, ни малейшего просветления. Это мрачная, в стиле Кафки и Сартра, история о беспомощности отдельного человека перед устоями. История о борьбе, которую ведет женщина, желающая освободиться от насилия снаружи и внутри себя.
Интересно, что голос самой героини звучит изредка, как бы пунктирно.
таким образом Хан Ган пытается изобразить отсутствие у героини целостного «Я». Муж воспринимает ее как источник вкусной еды, поглаженных рубашек и доступного секса, муж сестры – как (опять же)сексуальный объект, и даже сестра, тоже женщина, но встроенная в патриархальный уклад, воспринимает Ёнхе как объект заботы, а не как личность, способную принимать самостоятельно решения.
Несмотря на чисто азиатский колорит, роман, на мой взгляд, актуален для любой точки мира.
Понятно принципы ахимсы, но вторая часть книги ушла в незыблемое, слишком скрытое описание страданий. Автор как будто писал для особенных, ищущих тайный смысл, и ежедневно страдающих во блага тех кто живёт одним днем.