© ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2014
Идея этой работы пришла автору после того, как был замечен один любопытный факт. Весьма широкий набор исследований по практически полному спектру общественных наук с использованием непохожих друг на друга методологий, по сути, описывает одно явление. Исследования в области ценностей, проводимые на основании крупнейших социологических опросов (Values Survey и Eurobarometer), публикации по эволюции корпоративной культуры, а также многие теоретические и прикладные работы по реформированию общественных институтов проникнуты одной общей идеей. Это идея роста «числа степеней свободы» человека и человечества – возможность распоряжаться собственным временным ресурсом без оглядки на базовые потребности после перехода общества к новому порядку. Даже если сами авторы не делали такого акцента, результаты их исследований говорят именно об этом.
Я назвал это явление «духом проектного капитализма», отчасти отдавая дань уважения Максу
Веберу и в то же время подчеркивая ключевые характеристики данного явления:
• индивидуальная свобода как высший принцип;
• самореализация (самовыражение) человека как высшая цель;
• рынок как важнейший механизм свободного обмена результатами труда (возможность самореализации каждого при сохранении свободы для всех);
• проектный подход и выстраивание сетей как способ организации жизни в обществе (гибкость и вариативность общественных отношений, ориентированных на достижение наилучшего результата, а не на обеспечение воспроизводства сложившихся связей и сохранение иерархических структур).
Если вектор объективных социально-экономических процессов, породивших «дух проектного капитализма», не изменится, в самом ближайшем будущем нас ждет радикальная трансформация всех привычных общественных институтов. В чем причины этого явления и каковы его дальнейшие перспективы?
Капитализм переживает крупнейшую со времен индустриализации трансформацию, которая обусловлена ростом доли сферы услуг в мировом ВВП (рис. 1).
Сфера услуг требует совершенно других навыков, чем стандартизированное промышленное производство: больший учет индивидуальных особенностей потребителей; необходимость выстраивания сетевых структур; требование постоянного обновления и смены направлений развития.
Рис. 1. Динамика доли сектора услуг в мировом ВВП и доли занятых в нем в 1956-2012 гг., %. Источники: Всемирный банк – http://databank.worldbank.org/data/views/reports/tableview.aspx#; Международная организация труда – http://www.ilo.org/empelm/what/WCMS_114240/lang–en/index.htm; ОЭСР – http://stats.oecd.Org/Index.aspx#
При этом рост производительности труда обеспечивает более высокий уровень благосостояния и гарантирует выживание. Из представленных на рис. 2 данных видно, что в 1960 г., чтобы прокормить семью с матерью-домохозяйкой и двумя несовершеннолетними детьми (именно такое домохозяйство было типичным для того времени)[1], отцу семейства надо было работать почти 4 часа в день (без выходных и праздников) при условии получения средней заработной платы. В 2010 г. для выполнения аналогичной задачи при получении среднего заработка достаточно было проработать лишь 2 часа в день. Временные затраты, необходимые на то чтобы прокормить семью, снизились вдвое. При этом изменился и тип домохозяйства – существенно возросла занятость женщин[2]. Таким образом, относительная цена гарантии выживания (в терминах необходимого времени работы) для большинства домохозяйств развитых стран за последние 50 лет существенно снизилась.
Рис. 2. Количество рабочих часов, которые обладателю средней по размеру заработной платы необходимо затратить для обеспечения годового дохода на уровне прожиточного минимума в США в 1960-2010 гг.
Еще одной косвенной характеристикой увеличения «гарантированности выживания» стал рост продолжительности жизни (за последние полвека продолжительность жизни в странах ОЭСР выросла на 12 лет – рис. 3), а также выравнивание ожидаемой продолжительности жизни (рис. 4).
Происходит повсеместное существенное выравнивание ожидаемой продолжительности жизни (даже в тех странах, где сохраняется и даже растет расслоение по уровню доходов, например в США). Если в середине XIX в. коэффициент Джини для продолжительности жизни в развитых странах был близок к 44 %, то в к средине XX в. он сократился в 2 раза, а еще через 60 лет снизился до уровня 8-10 %. Даже в США в условиях отсутствия полного охвата населения медицинским страхованием индекс Джини ожидаемой продолжительности жизни составляет 10,7 %, тогда как коэффициент Джини по доходам приблизился к 48 %[3]. Стандартное отклонение ожидаемой продолжительности жизни в США снизилось с 13 лет в 1933 г. до 8 лет в 2010 г. – и это при увеличении средней продолжительности жизни почти на 14 лет. Это значит, что не только кусок хлеба, но и высокая продолжительность жизни в постиндустриальном обществе гарантирована всем – и богатым и бедным.
Рис. 3. Рост продолжительности жизни в странах ОЭСР в 1960-2010 гг. Источник: Всемирный банк http://databank.worldbank.org/data/views/reports/tableview.aspx
Изменение структуры экономики и рост благосостояния трансформировали общественные ценности. В бедных обществах доминировали ценности выживания: наесться до сыта и защититься от «чужих» (т. е. элементарное выживание) было целью большинства. Ради этого можно было жертвовать свободой. Более богатые общества гарантировали выживание, и большинство населения смогло перебраться на более высокие ступени пирамиды Маслоу. На этой основе возникло общество потребления. Дальнейшее развитие приведет к обществу самовыражения, в основе которого будет лежать любовь к собственному делу.
Рис. 4. Ректангуляризация кривой дожития в США – число доживших до определенного возраста (ось X) из 100 тыс. родившихся в 1933 и 2010 г. Источник: Human Mortality Database. University of California, Berkeley (USA), and Max Planck Institute for Demographic Research (Germany). Available at www.mortality.org or www.humanmortality.de (data downloaded on 10.07.2013).
Так экономический рост и изменение отраслевой структуры экономики влияют на ценности людей – от преобладания ценностей выживания общество в развитых странах постепенно переходит к доминированию ценностей самовыражения. Это не только повысит «индекс счастья»[4], но и изменит само представление о смысле жизни большинства людей. Новые институты дадут большинству людей не только физическую, но и эмоциональную защищенность.
«Я достоин уважения, потому что я из хорошей семьи, сильного клана/нации и исповедую единственно правильную религию» – вот девиз традиционного общества.
«Я не хуже других потому, что я потребляю то же, что мои соседи» – девиз на щите индустриального общества потребления и раннего постиндустриального общества, еще живущего ценностями прошлого столетия.
«Я достоин уважения, потому что люблю свое дело» – будет написано на щите постиндустриального общества. Это будет не средний класс, связанный общим стандартом потребления, а общность людей, любящих свое дело.
Конечно, это обобщение. В традиционном обществе были и очень бедные люди, чьей целью была самореализация, а в постиндустриальном обществе будут люди, коллекционирующие объекты материального мира. Но это исключения, а не большинство.
Представленный на рис. 5 индекс является результирующей ответов респондентов на предложение выбрать две наиболее важные государственные задачи на ближайшие 10-15 лет из следующего списка: 1. Поддерживать порядок в стране; 2. Дать людям больше возможностей участвовать в принятии важных государственных решений; 3. Защищать свободу слова; 4. Поддерживать высокие темпы экономического роста. Те, кто выбрал варианты 1 и 4, считаются «материалистами» (их ответы корреспондируют с отрицательным значением общего индекса), а те, кто выбрал варианты 2 и 3, – «постматериалистами», у которых доминируют ценности самовыражения (их ответы увеличивают индекс). Стоит отметить, что при всей схематичности и «гиперагрегированности» «индекса постматериализма Инглхарата» он показывает высокую положительную корреляцию с ответами респондентов на различные вопросы, которые характеризуют доминирование ценностей свободы и самовыражения над патерналистскими ценностями выживания («внесистемная» гражданская активность, доверие к посторонним людям, отношение к сексуальным меньшинствам и т. д.).
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
United States Census of population: 1960. Families. Final Report PC (2)-4A /U.S. Department of commerce, Bureau of the census. Table 11.
Current population survey на сайте www.bls.gov/gps
Income, Poverty and Health Insurance Coverage in the United States: 2011. Newsroom. United States Census Bureau. September 12, 2012. Retrieved January 23, 2013. http://www.census.gov/newsroom/releases/archives/income_wealth/cbl2-172.html
См.: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.