Читать онлайн
Смерш и ГРУ посвящается

Нет отзывов
Анатолий Терещенко
Смерш и ГРУ посвящается

К 100-летию образования военной разведки (5 ноября 1918) и военной контрразведки (19 декабря 1918)

Предисловие

Когда ему сказали: «Афиняне осудили

тебя на смерть», Сократ ответил:

«А природа осудила их самих»..

Диоген Лаэртский

Из оперативного фольклора многим известен такой афоризм, ставший истиной в том, что если военная разведка – это глаза и уши армии, то военная контрразведка – ее ангел-хранитель. Эти два важных государственных инструмента как сообщающиеся сосуды были, есть и останутся, пока против России будут вестись тайные войны холодного или горячего приготовления на кухнях Запада.

В 2018 году эти два государственных ведомства – военная разведка Министерства обороны и военная контрразведка Федеральной службы безопасности Российской Федерации – отмечают 100-летний юбилей, с одной стороны, в условиях крайне напряженной международной обстановки, а с другой – воссозданием порушенных лихими 90-ми многих структурных звеньев в наших Вооруженных силах.

Наконец-то нашлись деньги на быстрое восстановление обороны страны через осознание того, что в однополярном мире международное право – это блеф и о нем вспоминают лишь тогда, когда нужно ограничить в чем-то Россию. Так жить в дальнейшем было нельзя, а поэтому вспомнили о роли армии и флота в государстве, а с ними и военных разведки и контрразведки.

Сегодня россияне проходят через судьбоносные годы возобновления новой фазы холодной войны с массированным обстрелом самоуверенного Запада наших хрупких экономических бастионов, к великому сожалению, не выстроенных в нужных направлениях державной целесообразности по известным каждому трезвомыслящему и любящему Отчизну человеку причинам.

Продолжается вакханалия: богатеют богатые, нищают простые граждане из-за тяжелейших инфляционных процессов, рожденных отсутствием достаточных инвестиций в развитие современного промышленного производства; постоянных колебаний стоимостных уровней нефти и газа; галопирования цен, особенно на продовольственные товары; космического роста оплаты услуг ЖКХ; правового нигилизма; безработицы из-за отсутствия рабочих мест и перспективной, понятной людям национальной идеи.

Как писал Джордж Оруэлл, «…мы живем в сумасшедшем мире, о котором противоположности постоянно переходят друг в друга, в котором пацифисты вдруг начинают обожать Гитлера, социалисты становятся националистами, патриоты превращаются в Квислингов, буддисты молятся зо победы японской армии, о но бирже поднимается курс акций, когда русские переходят в наступление…»

Куда мы идем? Что делать? Кто виноват? Почему за всех отдувается только президент? Его одни винят, другие хвалят. Правомерно возникают вопросы: почему многотысячные легионы звездного чиновничества вкупе с зажиревшим олигархатом ведут себя боязливо и как-то отстраненно из-за «геополитического одиночества», в какое попала страна, по оценке одного из советников президента? Какова роль в этом экономическом хаосе исполнительной власти? Все чаще и чаще эти мысли обжигают умы пока еще только на кухнях простых граждан.

Лето 2017 года в России выдалось холодным, дождливым и ветреным, и у фермеров и огородников возникала тревога за урожаи. Несмотря на природные катаклизмы, мы выплыли, хотя и появлялась у многих нетипичная русская истерика. Неужели нельзя страдать, стиснув зубы, без стонов и воплей, на фоне того, что происходит в мире, где право сильного заменило международное право. А уж если действительно невтерпеж, плюнуть этому дикому миру в лицо за подчеркнутые неуважение, ложь, угрозы и ответить русофобам – врагам России смело и решительно или гордо и спокойно пасть на свой меч, как последний римлянин. Ведь Россия – это Третий Рим. Сколько можно ее унижать, а нам утираться от плевков?! Пора уже адекватно и отвечать!

Залпы неприятельских «санкционных батарей» лупят по нашим невосстановленным производственным силам, задевая прямо или косвенно и силовые структуры. Приятно воспринимать процессы с постепенным возрождением армии и флота. Плохо, что в том числе и за счет туго затягивающих пояса налогоплательщиков. Но этого требует грозное время, созданное ненавистниками России и нашими головотяпами.

Не отстают от политиканов-русофобов США и Евросоюза с их агрессивной битой и спецслужбы недоброжелателей России, которые были для нас в разные времена вовсе не партнерами, напарниками или соучастниками, какими хотели их наивно видеть некоторые политиканы из числа предателей 80- 90-х годов прошлого столетия. Это они призывали помириться с соперниками, прекратить наши разведывательные и контрразведывательные устремления и операции на незримых фронтах. Но противники России, особенно англосаксы, не приостанавливали ни на минуту свою тайную и коварную деятельность.

В последнее время ощущается возрастание открытости в нашем обществе. Недавно Министерство обороны и ФСБ РФ рассекретили уникальные архивные документы с отчетами из горячих и незримых фронтов борьбы советских военных разведчиков и контрразведчиков периода Гражданской и Великой Отечественной войн. За время 100-летнего этапа этих ведомств было немало героических дел, совершенных солдатами невидимого фронта отдельно и при тесном взаимодействии друг с другом, что позволило подключится к ним творческих деятелей для создания литературных произведений с патриотической парадигмой.

Широкий круг читателей получил возможность познакомиться через Интернет посредством художественных произведений и публицистики с ранее неизвестными событиями, в том числе эпизодами тайных операций профессиональной деятельности спецслужб, особенно военного времени.

Военные разведчики и контрразведчики в сражениях Великой Отечественной войны делали одно дело – специфическими формами, методами и инструментами воевали на невидимых фронтах, а также с оружием в руках на полях сражений против ненавистного врага, вторгнувшегося в просторы Отчизны.

Перед обеими спецслужбами стояла главная задача – сохранить армию и ее боеспособность к сопротивлению, особенно в первые, самые тяжелые месяцы войны с непредвиденным отступлением перед огненным навалом массовой брони вермахта. Это было время, по воспоминаниям оставшихся в живых, когда сослуживцы очередного пополнения погибали, не успев даже познакомиться.

На плечи военных разведчиков и контрразведчиков легли задачи сохранения боеспособности армии для защиты Отечества, и они достойно, мужественно и авторитетно их решали и решили.

Это было тяжелейшее время не только для РККА, но и для разведывательных и контрразведывательных подразделений госбезопасности НКВД, а потом ГУКР Смерш НКО СССР и Разведывательного управления Генштаба ВС СССР, прошедших через страшное чистилище ежовских репрессий.

И оттого горше, когда приходится читать ложь о деятельности военных разведки и контрразведки в годы минувшей войны с воплями: «недоглядели, не раздобыли, проворонили, отсиделись в тылах». Да, нередко победы приписываются таланту полководцев, а поражения сиротливо вешались на разведку и контрразведку, в том числе и самими полководцами.

В книге Арсена Мартиросяна «Сталин и разведка накануне войны» есть такие слова о том, что в деятельности разведки и контрразведки СССР был, конечно, не только позитив, но и негатив. Были ошибки и промахи – оспаривать это бессмысленно. Но бывает, что негативные явления – неизменные спутники активной разведывательной деятельности… Любая послевоенная ложь о любой минувшей войне начинается со лжи в адрес разведки… История Великой Отечественной войны, прежде всего ее кровавое трагическое начало, – не исключение…

Родоначальниками несносной хулы, лжи и клеветы в адрес советской разведки (безотносительно к ведомственной принадлежности той или иной разведывательной службы) стали маршалы и генералы предвоенной и военной поры. Именно они, за редчайшим исключением, спровоцировали до сих пор не прекращающуюся вакханалию, скажем просто, по-мужски, очень подлых, особо оскорбительных нападок в адрес отечественных разведывательных служб… К возможному удивлению многих, в подобных делах не принимали участия только два маршала: Великий Маршал Великой Победы – честнейший и благороднейший К.К. Рокоссовский и выдающийся летчик-ас, главный маршал авиации, основатель советской Авиации дальнего действия, верный рыцарь Сталина – А.Е. Голованов. Это говорил эксперт по этой теме А. Мартиросян.

Так уж повелось – у победы тысячи отцов, а поражение – всегда сирота, и ею нередко становились спецслужбы.

На информацию о конкретных военных разведчиках и их агентуре за рубежом в Советском Союзе было наложено табу. Обычному исследователю лучше было не касаться этой щекотливой темы. Правда, издавались книги о нашей разведке, вышедшие за рубежом, одним издательством – «Прогресс». Они давались или продавались только избранным. Понятно, о ком идет речь. Потом стали писать приближенные к руководителям ПГУ и ГРУ. Сами работники практически не писали. И только в последние годы об этих проблемах стали говорить смелее. В первую очередь хотелось отметить шеститомную серию «Очерков истории российской внешней разведки», «Энциклопедию секретных служб России», «Энциклопедию военной разведки России», «ГРУ. Уникальная энциклопедия», «Ликвидаторы КГБ», двухтомник «Империя ГРУ» и др.

Обеспечивая государственную безопасность для плодотворной работы военных разведчиков, сотрудники военной контрразведки в 70-80-е годы XX века вытащили не одну «занозу» из здорового в целом организма ГРУ.

Стараниями наследников Смерша, оперативных работников центрального аппарата 3-го Управления КГБ СССР в вышеупомянутые годы были обезврежены такие агенты ЦРУ США, как майор Филатов, подполковник Сметанин с супругой, старший лейтенант Иванов, полковник Васильев, служащий Чернов, генерал-майор Поляков, полковник Баранов и др.

Разоблачение вышеперечисленной вражеской агентуры позволило военным контрразведчикам получить огромное удовлетворение от проделанной работы, но не успокаиваться. Кроме того, хотелось бы напомнить и о судьбах некоторых военных разведчиков и их агентуре, в работе с которой снят гриф секретности, и они, выйдя из тени оберегаемой тайны, обрели зримость. Поэтому есть смысл показать степень опасности предательства в разведке на конкретных примерах.

Надо сразу заметить, что в оказании помощи при проведении многих операций против этих антигероев прямо или косвенно участвовал и наш главный герой книги – начальник ГРУ генерал армии Петр Иванович Ивашутин…

С началом войны легальные резидентуры в Германии, ее союзницах и оккупированных странах практически прекратили активную работу, так как всем сотрудникам было приказано любыми способами добираться до СССР. Штабы внешней разведки, как политической, так и военной, теряли связь с разведчиками, даже нелегалами. Большинство агентов из числа советских граждан и иностранцев находились на свободе, но, не имея никаких конкретных заданий, указаний и приказов, были не боеспособны, бездействовали, а некоторые решались через самостраховку и вовсе залечь на дно.

Слабость работы разведок субъективного и объективного характера привела к тому, что в первые же недели войны были фактически уничтожены соединения отходящих с кровопролитными боями приграничных 5-й, 6-й и 9-й армий Юго-Западного фронта (ЮЗФ), 3-й и 10-й армий Западного фронта (ЗФ).

Командующий ЮЗФ генерал-полковник Кирпонос погиб, выходя из окружения, а фронтовой руководитель ЗФ генерал армии Павлов был вскоре арестован и расстрелян. Оба являлись Героями Советского Союза. В том, в чем их обвиняли Генштаб и сам Сталин, было много несправедливого. Вопрос о том, как вермахту удалось летом 1941 года нанести внезапный массированный удар по нашим войскам западных военных округов, до сих пор будоражит сознание современников.

Взвихренное время быстро нарастающих негативных событий заставило властей предержащих действовать именно так, а не иначе, скрывая, естественно, и свои просчеты, и ошибки, ставшие, по существу, преступлениями. Политическое руководство СССР принимало дезинформационные действия Берлина за истину: демонстрация приверженности Германии советско-германскому пакту о ненападении, отсутствие спорных территорий и, наконец, подготовка к наступательным действиям против Великобритании. Для этого было много ширм: массово печатались карты Англии, в войсках множились переводчики английского языка, открыто демонстрировалось «оцепление» некоторых районов на побережьях проливов Ла-Манш и Па-де-Кале, в открытой прессе проскакивала информация о мнимом авиадесантном корпусе с высадкой на Британских островах.

Сосредоточение войску новой германо-советской границы Берлин объяснял отвлекающим маневром, «отдыхом» войск перед броском на Туманный Альбион и даже походом на Индию через территорию Советской России. Под прикрытием этой всеобъемлющей дезинформации Германия продолжала официально заявлять о положительном развитии советско-германских отношений. На самом деле наши разведчики докладывали информацию, полученную от агентуры из числа немецких граждан, совершенно иного плана.

И как результат – немецкие «танковые клинья» атаковали именно там, где их ударов совсем не ожидали, и часто это приводило к отсутствию должного сопротивления немецким войскам, хотя взводы, роты и батальоны и особенно пограничники «дрались как львы». Именно это образное словосочетание стало своеобразным брендом мужества и стойкости, жестоким испытанием силы духа и воли того или иного воина, целого воинского подразделения и всего нашего народа.

Уже через месяц после начала Великой Отечественной войны стало ясно, что военная доктрина Советского Союза, отраженная в Боевом уставе РККА – бить врага на его территории, – оказалась мифом. Танковые и моторизованные части и соединения вермахта стремительно наступали и уже к началу осени приблизились на опасное расстояние к Москве.

С началом войны на качество работы наших разведчиков из бывших нелегальных резидентур влияло, как уже говорилось выше, главное – отсутствие качественной связи. По воспоминаниям участников тех событий, радиостанции были громоздкими. Часто выходили со строя, а еще чаще возникали проблемы с их энергопитанием: батареи садились быстро, а новых не было возможности приобрести из-за форсмажорных обстоятельств.

Также одной из главных проблем были действия немецкой контрразведки, в техническом плане более обеспеченной, которая особенно активизировалась после начала войны. Немцы масштабно использовали радиопеленгацию-определение направления на источник радиоизлучения. В городе, где был получен сигнал радиовыстрела в эфир, появлялось несколько грузовиков с радиопеленгаторным оборудованием. Патрулируя улицы, они могли с точностью до дома определить местонахождение радиоаппаратуры. Радист, попавший в радиоловушку, считался обреченным.

Множество примеров совместного сотрудничества на благо Красной армии показывали также руководители и сотрудники советских военных контрразведки и разведки на Дальнем Востоке в борьбе с японскими спецслужбами как на протяжении боевых действий в завершающий период Великой Отечественной войны с нацистской Германией, так и в противоборстве СССР с Японией в тридцатых годах прошлого века.

Сегодня эти два ведомства совместно делают то же самое на незримых полях тайных сражений. Высшей формой симбиоза, квинтэссенцией взаимодействия, боевого сотрудничества военных контрразведчиков и разведчиков за годы минувших войн, больших и малых, были совместные операции против спецслужб противника.

5 ноября и 19 декабря 2018 года – 100-летние юбилеи военных разведки и контрразведки. Мы воздаем по справедливости дань уважения за героические дела и подвиги их сотрудникам.

Автор этих строк, отдавший две трети своей контрразведывательной практики обеспечению защиты подразделений военной разведки от агентурного проникновения спецслужб противника, решил поделиться некоторыми историческими вехами их становления и эпизодами совместной борьбы по защите нашего Отечества на полях невидимых фронтов.

Часть 1
Военная разведка

Без разведки армия и страна – слепы…

Петр Ивашутин

Прежде чем говорить о военной разведке, есть смысл вспомнить о ее генезисе. Структурная лесенка ее была такова:

– отдел 2-го генерал-квартирмейстера ГУГШ (ноябрь 1917-май 1918);

– отдел агитации и разведки революционного Полевого штаба при Ставке Верховного главнокомандующего (ноябрь 1917- март 1918);

– разведывательное отделение Оперативного управления Высшего военного совета (март 1918 – сентябрь 1918);

– разведывательное отделение Оперативного отдела (Оперода) Народного комиссариата по военным делам (Наркомвоен) (май 1918 – сентябрь 1918);

– военно-статистический отдел Оперативного управления Всероссийского главного штаба (Всероглавштаб) (май 1918- сентябрь 1918);

– разведывательный отдел Штаба РВСР (сентябрь – октябрь 1918);

– регистрационное управление Полевого штаба РВСР (ноябрь 1918 – апрель 1921);

– разведывательное отделение (часть) Оперативного управления Полевого штаба РВСР (ноябрь 1918- февраль 1921);

– разведывательное управление Штаба РККА (апрель 1921 – ноябрь 1922);

– разведывательный отдел Управления 1-го помощника начальника Штаба РККА (ноябрь 1922 – апрель 1924);

– разведывательное управление Штаба РККА (1924–1926);

– четвертое управление Штаба РККА (1926 – август 1934);

– информационно-статистическое управление РККА (август – ноябрь 1934);

– разведывательное управление РККА (ноябрь 1934 – май 1939);

– 5-е управление НКО (май 1939 – июнь 1940);

– разведывательное управление Генерального штаба КА (июнь 1940 – февраль 1942);

– Главное разведывательное управление Генерального штаба КА (февраль – сентябрь 1942);

– Управление войсковой разведки Генерального штаба КА (сентябрь 1942 – февраль 1943);

– разведывательное управление Генерального штаба КА (февраль 1943 – июнь 1945);

– Главное разведывательное управление КА (ГРУ НКО);

– Главное разведывательное управление ГШ КА (июнь 1945–1946);

– Главное разведывательное управление ГШ Вооруженных сил (ВС) (1946–1947);

– Комитет информации (КИ) при СМ СССР (1947–1949);

– Главное разведывательное управление ГШ ВС (1949–1950);

– Главное разведывательное управление ГШ СА (1950–1955);

– Главное разведывательное управление ГШ ВС СССР (1955–1991);

– Главное разведывательное управление (ГРУ) ГШ ВС РФ (1991 – по настоящее время).

* * *

Профессия военного разведчика считается одной из древнейших в мире и в нашей стране. Еще в период Ладожской, Новгородской и Киевской Руси разведка считалась делом княжеской, а потом и государственной важности. Собирать разведывательную информацию поручалось послам, гонцам, купцам, жителям пограничных областей и воинским отрядам.

Во время правления царя Ивана Грозного в 1549 году был создан Посольский приказ, который стал первой в России государственной структурой, занимавшейся как вопросами внешней политики, так и разведкой. Политическую разведку при царе возглавлял дьяк и руководитель Посольского приказа Иван Висковатый, прославившийся как талантливый разработчик и руководитель множества разведопераций. Правда, в конечном счете он был обвинен в измене и казнен. К сожалению, традиции грозного царя продолжили свое шествие и через столетия.