Портрет на заднюю сторонку обложки Владимир Симонов
© Берта Ландау
© ООО «Издательство АСТ»
Берта Ландау – лингвист, писатель, практикующий психотерапевт (направление – логотерапия); выпускница Московского института психоанализа и Венского института Виктора Франкла, ученица ведущего логотерапевта нашего времени Элизабет Лукас и Александра Баттиани.
Современный брак – структура, находящаяся, с одной стороны, в процессе становления, с другой – в процессе распада.
Сейчас, в XXI веке, часто приходится слышать, что брак XIX – начала XX в. был в России религиозным, а потому прочным и незыблемым. Формально, поскольку браки заключались в церкви и только после этого считались официальными и законными, это так. Но только формально, ибо христианский брак – это образование малой Церкви, в основе которого лежит духовное единство и добровольный выбор в любви.
В России брак всегда был социальным явлением: будущие супруги не имели возможности осуществить свой собственный выбор (добровольный выбор в любви), на них влияли внешние факторы: сословные, родовые и т. п. Если обратиться к XIX веку, надо отметить следующее:
В течение столетий в России господствовала традиционная (патриархальная) форма брака. Ее основные черты:
– высокий уровень рождаемости;
– низкая продолжительность жизни (в среднем мужчины – 38 лет, женщины – 40);
– высокая смертность;
– раннее вступление в брак (в деревнях средний возраст женихов – 16–20 лет, невест – 14–18);
– заключение брака не молодыми, а их родителями, т. е. решающую роль играла воля родственников, опекунов[1].
Новая семья не была отдельной самостоятельной единицей, а входила в состав уже существующей семьи, зачастую состоящей из нескольких поколений.