Книга
Философские исследования

Авторы:
Витгенштейн Людвиг
Серия:
Философия – Neoclassic
Жанр:
Зарубежная образовательная литература Книги по философии
ISBN:
978-5-17-107308-4
Возрастное ограничение:
1+
Язык:
Русский
Язык оригинала:
Немецкий
Город:
Москва
Издательство:
АСТ
Год:
1922

Скачать

Цены

Описание

Людвиг Витгенштейн – британский философ австрийского происхождения, один из самых оригинальных мыслителей европейской философии ХХ века, создатель теории построения искусственного «идеального» языка, основанного на языке математической логики.

«Своим сочинением я не стремился избавить других от усилий мысли. Мне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению» – так точно, емко и просто сформулировал свое кредо ученого Людвиг Витгенштейн в предисловии к «Философским исследованиям» – работе, оказавшей огромное влияние как на аналитическую философию, так и на философию постмодернизма.

В ней он попытался развить идеи, изложенные им в «Логико-философском трактате», и вновь избрал объектом своего изучения язык – обыденный язык повседневного общения. Описывая различные стратегии «языковой игры», которые все мы, сознательно или нет, используем, пытаясь в чем-то убедить собеседника, или воздействовать на него, добиться какой-то цели, или просто выразить свои мысли и чувства, он анализирует эту игру и пытается понять ее логику.

Но, парадоксальный во многих своих утверждениях, Витгенштейн и здесь остается верен себе. Ведь если, по Витгенштейну, критерий смысла – всегда и только логика, то каков смысл языка, учитывая, что большая часть произносимого человеком в той или иной степени противоречит законам логики?

Отзывы

Erik Graff
04 October 2024
Отзыв
Отзыв: Эта книга была собрана посмертно, поскольку Витгенштейн опубликовал очень мало во время своей жизни. Хотя её обычно связывают с «Трактатом», она на самом деле более точно отражает его мышление и метод. Достоинство Витгенштейна, вероятно, в том, что у него нет намёка на метафизическое самомнение или самообман, а скорее последовательное рассмотрение реальности как различных «языковых игр» (под «языком» здесь понимается всё, от знакового до символического, от денотативного до коннотативного, а «игры» рассматриваются как интерсубъективные практики). Однако за этой сдержанностью скрывается сильное мистическое ощущение, сопоставимое с притяжением и отвращением Канта к Идеям Разума. С одной стороны, он был последовательным критиком небрежного мышления и выражения, но с другой стороны, склонен к религиозно-эстетическим порывам позднего Хайдеггера. Изучение его биографии и заметок создает образ человека, одновременно проницательно ясного и личностно загадочного, одновременно развенчателя иллюзий и жертвы множественных неврозов. Хотя его колоссальные коллеги, включая Бертрана Рассела, могли бы воспринимать его как гения, его собственные произведения довольно непринужденны, что, по моему мнению, говорит о том, что, возможно, мы все – или никто из нас – не гении.
Dan
21 April 2024
Отзыв
Отзыв: Для меня главное достижение этой работы заключается в опровержении логического атомизма. Нет никого более квалифицированного для этого, чем один из его основателей – как это сделал Витгенштейн ранее в своем «Трактате». Также это значительное достижение для кого-то, кто инициирует вторую систему философии. Системный подход здесь отсутствует, стиль – афористичен, а вопросы без ответов встречаются повсюду. Слова больше не однозначно указывают на объекты в мире; их значения распределены на нескольких уровнях и не могут быть полностью определены. Общее и социальное использование слов придает им значение, и они являются частью местных, контекстуальных и нечетко определенных «языковых игр». Мысль, знание, логика, вера, чувства, коммуникация, указание, значения, математика, субъект/объект и так далее – все это встречается и практически разрешается в языке. Попытка философски, а особенно логически описать язык и его практическое использование довольно сложна – если не невозможна. Логика больше не является основным инструментом и структурой книги, как это было в «Трактате», но тем не менее она присутствует на заднем плане; то же самое касается онтологии субъект-объект и истины, воспринимаемой как соответствие и правильность.
Scott
10 April 2024
Отзыв
Отзыв: На сегодняшний день это, пожалуй, самая переоцененная работа аналитической философии 20 века (если считать позднего Витгенштейна аналитиком). Написанная фрагментарным стилем, не встречавшимся в традиционной философской литературе с времен Спинозы, Витгенштейн часто оставляет читателя в недоумении относительно того, на что именно он ссылается. Работа начинается с довольно сильной критики Рассела и Мура, касающейся их представлений о языке и логике. Однако по мере развития текста многие философы ошибочно воспринимают герменевтический разрыв между автором и читателем как признак гения Витгенштейна, вместо более простого и верного понимания, что сам Витгенштейн работает с фрагментарным сознанием. Действительно, фрагментарный стиль позволяет разным мыслителям делать совершенно различные выводы из одних и тех же отрывков. Я подозреваю, что настоящая причина того, почему все любят Витгенштейна, заключается в том, что он предоставляет возможность укрепить собственные теоретические предвзятости.
Thomas the reader
11 October 2023
Отзыв
Отзыв: Когда-то был высокомерный человек по имени Витгенштейн. Он свел язык к логике и уехал в Норвегию. Прибыв, он воскликнул: "Теперь философия вся моя!" Читая в своем домике, он подошел к распутью. "Моя теория была глупой, но я не откажусь!" И так начались "Философские исследования". "Все это очень сложно", сказал он, потягивая вино.
JB
17 May 2023
Отзыв
Отзыв: Превосходя золотой стандарт, установленный в «Трактате», Витгенштейн превзошел все ожидания в «Философских исследованиях», оставив после себя произведение, которое можно назвать вторым худшим стихотворением, написанным когда-либо. Первое худшее стихотворение — это оригинальная рукопись того же текста, о которой мне сказали, что в ней содержались два дополнительных афоризма. Если бы нам повезло, и Витгенштейн действительно не существовал, а был плодом воображения Дугласа Адамса, он стал бы героем вогонской арт-сцены. Эта книга — полный провал. Это не философия. Это результат того, что немецкий инженер прочитал пятнадцать страниц «Теэтета» и вдруг решил, что он философ.

Оставить отзыв

Вы оставите сообщение как гость, email будет скрыт

Другие книги автора