Собрать в одной книге события, которые принято называть историческими, – задача, непосильная никому. Даже самые маститые ученые в наиболее обобщающих, фундаментальных трудах на самом деле лишь бросают беглый взгляд на историю человечества. Ни Арнольд Тойнби, ни Лев Гумилев – потрясающе эрудированные авторы – не задавались целью описать все, что происходило на планете с того времени, как человек научился фиксировать происходящее. Тем более, не может сделать этого и автор данной книги. Цель этого сборника – иная. В нем сделана попытка остановиться лишь на ключевых событиях разных эпох, дать о них представление более детальное, чем можно найти в обычном справочнике, но менее подробное, чем дают, например, вузовские учебники, а тем более специальные монографии.
Возможно, именно такой формат – собранные под одним корешком рассказы об отдельных событиях, происходивших с древнейших времен и до наших дней, – позволит читателям систематизировать свои знания по истории, разложить их по полкам, которыми в данном случае являются страны и века. Эта книга поможет вам провести некую условную нить через эпохи. Точнее, не нить, а цепь со звеньями. Каждое звено – эпизод. Как правило, известный читателям хотя бы понаслышке. Так же, как прилежный школяр подчеркивает в конспекте основные понятия, мы подчеркнули для вас основные, наиболее известные исторические события. В книге они расставлены не так, как принято делать в учебной литературе. Там события излагаются хронологически, но сначала для одной страны, затем для другой. Это не лишено оснований. Но и наш подход имеет право на жизнь и может быть интересен и полезен. Здесь события идут в строго хронологическом порядке. Это дает возможность проводить параллели, понять, что происходило в разных местах одновременно. Ведь не секрет, что после изучения истории в школе многие так и не уясняют для себя, что Иван Грозный – современник Елизаветы I, а Пугачев громил города в тот самый момент, когда корабли капитана Кука бороздили бескрайние просторы Тихого океана.
Несколько слов о принципах, которыми руководствовался автор, выбирая темы для очерков. Во-первых, следует сказать, что само понятие «историческое событие» весьма расплывчато. В первую очередь, в силу неопределенности временной продолжительности такого события. Некоторые эпизоды «втискиваются» в рамки одного дня, и с такими событиями было проще всего. Конечно, и Варфоломеевская ночь, и «Бостонское чаепитие», и битва при Левктрах вошли в наш список. Из таких эпизодов мы выбирали наиболее известные нашему читателю, те, которые считаются поворотными моментами в истории. Однако, если бы мы ограничились только однодневными событиями, мы регулярно теряли бы ту самую нить, на которую нанизываются эти эпизоды. Поэтому ряд очерков посвящен событиям, продолжавшимся более длительное время: войны, революции, церковные соборы. Ту же цель – не разрывать повествование, дать более полное представление об эпохе – преследовали очерки о приходе к власти того или иного выдающегося правителя (пусть даже он сделал это мирным путем, без особых социальных потрясений или дворцовых переворотов). Говоря о поворотных, знаковых моментах в истории, мы также не могли пройти мимо некоторых выдающихся достижений науки и техники: изобретение книгопечатания, публикация классических научных трудов, открытие структуры молекулы ДНК, появление системы Windows – все это повлияло на жизнь людей не меньше, чем иные баталии или судебные процессы. Наконец, некоторые годы запомнились человечеству благодаря стихийным бедствиям, громким преступлениям, спортивным и культурным форумам, географическим открытиям. Мы включили в нашу книгу главы и о таких событиях. По возможности, автор не только описывал собственно ход событий, но и знакомил с их предысторией и постисторией, общим фоном, на котором они происходили.
Несомненно, каждый народ и каждый регион заслуживает того, чтобы ему было посвящено эквивалентное другим народам и регионам место в подобной обобщающей книге. Однако попытка уделить всем должное внимание практически обречена на неудачу. Во-первых, возможности автора ограничены – как в отношении источников, так и в отношении обширности его собственных познаний. Во-вторых, мы не стремились представить вашему вниманию совершенно неизвестные вам вещи. Наоборот, старались включить в книгу эпизоды узнаваемые – хотя бы по названию. Начинать нужно с малого. Если книга поможет закрепить уже пройденный и отчасти знакомый материал – это уже успех. Если же после этого читателю захочется повысить свою эрудированность, узнать подробности, ознакомиться с событиями, которые не нашли освещения в этой книге – будь то подробности прихода к власти султана Бейбарса или путешествие Лаперуза, – пожалуйста. Информация, добавленная к той, что уже получена и усвоена, подобна кирпичам на фундаменте.
Исходя из вышеизложенного, мы решили посвятить больше места «традиционным» для нашего исторического образования регионам – Древнему Египту и Вавилону, Греции и Риму, Франции, Англии и США, России и Украине… При этом непропорционально небольшое количество статей о Древнем Востоке обусловлено, прежде всего, тем, что письменные источники о событиях того времени крайне скудны.
Книга была закончена весной 2006 года, поэтому пусть вас не удивляет, что некоторые сведения из ее последних очерков уже устарели либо не являются полными. История делается на ваших глазах. То, что сегодня вы видите по телевизору, завтра уже станет темой для исторического исследования, очередным знаменитым эпизодом. Как знать – может быть, узнав из газеты о перипетиях дня сегодняшнего, вы скажете: «Да ведь это уже было двести лет назад! Я об этом недавно читал!» Нам бы этого очень хотелось.
Пирамиды фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура
В IV тысячелетии до н. э. на территории Египта возникают первые государственные образования. Первые не только для этой территории, но, вероятно, и во всем мире. Необходимость правильной эксплуатации водного потока, а именно самой длинной реки на земле – Нила, заставляла роды и племена объединяться, подчиняться центральному руководству. В пользу этого руководства и подчиняющегося ему аппарата устанавливаются особые поборы – налоги, создается общая армия, общие законы. Начинается новая, уже не первобытная эпоха в истории человечества.
Древнеегипетская цивилизация просуществовала несколько тысячелетий. История только «набирала обороты», поэтому весь этот период не так насыщен разнообразными событиями, консервативный Восток в то время был еще более консервативным. Впрочем, небольшое количество ярких эпизодов может быть связано вовсе не с их отсутствием, а с отсутствием у нас достаточного количества источников.
Южным пределом Древнего Египта были труднопроходимые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1200 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км. Лишь в 200 км от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет). Ежегодно Нил разливался, затопляя долину и образуя плодородную, легкую для обработки почву, на которой и трудились, и жили древние египтяне – вся их жизнь полностью зависела от реки и ее наводнений.
Ирригационные работы, которые масштабно начали проводиться с наступлением энеолита (медно-каменного века), стали предпосылкой образования государства. Вся история этого образования сконструирована учеными гипотетически. По всей вероятности, в IV тысячелетии до н. э. у египтян существовала соседская община. Претерпевали изменения функции племенных вождей и жрецов – на них теперь ложилась ответственность за организацию сложного ирригационного хозяйства и управление им; таким образом в руках вождей и их ближайшего окружения концентрируются экономические рычаги управления. Это повлекло за собой начало имущественного расслоения, создается новая политическая система, способствующая развитию и сохранению нового порядка. Поначалу (а начало само по себе растянулось на века), такие системы существовали в рамках небольших общин, создавших свою автономную оросительную сеть. По традиции, такие региональные протогосударственные объединения принято называть греческим словом «ном». Каждый из них был ограничен территорией своей ирригационной системы, имел административный центр – город, окруженный стенами, в котором располагались дома правителя и его приближенных. В городе же находился и главный храм местного божества.
К моменту образования единого государства номов было около 40. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами. На протяжении всей истории Древнего Египта номы сохраняли некоторую обособленность. Сланцевые таблички донесли до нас изображения кровавых войн между отдельными номами. В результате этой постоянной борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте возникают крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего из них. Не исключено и более или менее мирное присоединение слабых номов к могущественному соседу.
В конце концов, где-то во второй половине IV тысячелетия до н. э. номы Юга и Севера страны объединились в два царства – Верхний Египет и Нижний Египет. Один из самых южных номов Южного Египта с центром в городе Иераконполь[1] объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера стал один из номов запада Дельты с центром в городе Буто. Цари Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, Нижнего – красного. С созданием единого Египта объединенная красно-белая корона этих царств стала символом царской (фараонской) власти до конца древнеегипетской истории.
Мы мало знаем о многовековой ожесточенной войне между Верхним и Нижним царствами. Известно, что победу одержал Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н. э., история называет совершенно условную дату – 3000 г. до н. э. По легендам, заслуга в объединении Египта принадлежала правителю Мене (Менесу). Столицей его исконных владений был Тин, который находился на территории Верхнего Египта, приблизительно в 400 км от современного Каира. Столицей же объединенного государства стал город Абидос.
Около 3000 г. до н. э. фараон Мени предпринял поход в Нижний Египет и вскоре завоевал его. Не исключено, что еще предшественники Мени пытались объединить земли, но их попытки не увенчались успехом.