Новая книга известного историка сталинской культуры Евгения Добренко представляет собой фундаментальное исследование позднего сталинизма, одного из наименее изученных периодов советской истории.
Автор исследует связь между послевоенной советской культурной политикой и политической культурой, рассматривая культурные тексты различных жанров - литературу, кино, театр, музыку, живопись, архитектуру и массовую культуру.
В книге освещаются основные культурные и политические события послевоенного периода, анализируется, как политика сталинизма соответствовала эстетическим модусам соцреализма.
Автор подчеркивает, что политика сталинизма сформировала новую советскую нацию, определила образ врага, культуру ресентимента и ментальный профиль, оказавший влияние на современную Россию.
Евгений Добренко - филолог, историк культуры, профессор Шеффилдского университета (Великобритания).
Отзывы
двойственное ощущение от книги. С одной стороны – масса любопытнейших фактов, использованы редкие источники и малоизвестные исторические детали. Проделана большая, кропотливая работа. С другой стороны – совершенно беспомощная интерпретация этих фактов. Обобщение на уровне поклейки ярлыков. Плоская, плакатная трактовка сложнейших процессов, столкновений научных парадигм и ярких характеров. Сильно огорчает и раздражает высокомерная позиция «британского ученого» по отношению к советской науке. Ученые послевоенного СССР показаны как безграмотные психопаты или беспринципные карьеристы, размахивающие догмами марксизма, как дубиной. А кто же строил атомные электростанции, развивал космическую программу, разрабатывал передовую математику и так далее?
Ожесточенная идеологическая борьба (в том числе – между научными школами) почему-то показана, как порождение сталинизма, хотя очень похожие процессы «маккартизма» в те же годы происходили в США. Но ангажированность автора играет с ним недобрую шутку, лишая научной объективности и глубины.