Орфографически правильное письмо является средством и условием становления языковой личности ребенка, его вхождения в информационное и культурное пространство, реализации профессиональной деятельности в дальнейшем.
Вопросы организации, методического руководства и содержания специального образования в школах России предполагают поиск оптимальных путей профилактики, диагностики и преодоления нарушений устной речи и письма у детей, предупреждения негативного влияния речевой патологии на их поведение, эмоционально-волевое и когнитивное развитие.
Системно-деятельностный подход к коррекционно-раз ви вающему обучению младших школьников с общим недоразвитием речи обеспечивается общепрофессинальными и профессиональными компетенциями учителя-логопеда. Традиционно в логопедической работе ведущее место принадлежит субъектно-субъектным отношениям между ребенком и педагогом, в процессе реализации которых применяются традиционные и инновационные формы и технологии диагностики, профилактики и преодоления речевых нарушений. Индивидуальные маршруты развития определяются на основе выбранной стратегии коррекции нарушения и предупреждения вторичных речевых расстройств. Мониторинг эффективности логопедической работы опирается на исторический опыт обучения и воспитания детей. В этой связи уместно вспомнить о наследии Сократа (IV век до н. э.). Уже в те времена он искал наиболее продуктивные пути и способы организации взаимодействия с учениками, чтобы направить их на достижение успехов в собственном развитии. Однако, каковы бы ни были изменения в жизни школы, в содержании образовательных программ, в методиках преподавания, – все они направлены на формирование человека, в котором должны сочетаться важнейшие качества: обученности, обучаемости, образованности на основе функциональной грамотности, воспитанности, информационной компетентности, культуры общения.
Значимость успешного овладения орфографией детьми очевидна. Я. К. Гроту, одному из крупнейших лингвистов и методистов, принадлежит высказывание о том, что безошибочное правописание составляет азбуку знания языка. Однако в настоящее время дети с дизорфографией на фоне общего недоразвития речи (ОНР 4-го уровня речевого развития) представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по циклу предметов родного языка в общеобразовательных школах и специальных (коррекционных) учреждениях.
Систематические, стойкие и многочисленные затруднения и нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письма, но и в средних, и в старших классах.
В связи с этим поиск оптимальных технологий предупреждения и коррекции дизорфографии у учащихся начальных классов с ОНР является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой.
Вопросы диагностики и коррекции дизорфографии тесно связаны с многообразием подходов к изучению причин и механизмов возникновения данного речевого нарушения у младших школьников (О. И. Азова, Г. В. Бабина, О. Г. Ивановская, А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова, Р. И. Лалаева, А. А. Назарова, И. В. Прищепова, Т. В. Туманова и др.).
В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Изучение данной проблемы с точки зрения психолингвистического подхода позволяет говорить о качественном своеобразии формирования и протекания у детей с дизорфографией как восприятия (в дальнейшем – и понимания) речи, так и процессов ее порождения. Например, школьники испытывают серьезные трудности при пересказывании правил правописания своими словами, при их обобщении и аргументации своих ответов. Можно говорить о языковом и мотивационном уровнях как о наиболее нарушенных при дизорфографии. Они являются первично нарушенными звеньями речевого процесса (по Р. И. Лалаевой).
Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре системного нарушения – общего недоразвития речи (ОНР). Данная патология у младших школьников с ОНР часто сочетается с нарушениями устной и письменной речи.
Имеется и определенная зависимость между характером, степенью выраженности дизорфографии и видом дисграфии. Наиболее выраженная дизорфография сочетается со смешанной дисграфией (ведущей дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической и оптической дисграфии). При этом отмечается огромное количество ошибок в словах при использовании морфологического и традиционного принципов написания, а также правил графики. Наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях: