Близится столетний юбилей событий, от которых начался новый поворот в истории родного города автора, его страны, да и человеческой цивилизации в целом, как бы пафосно это не звучало. В данной работе автор не собирается давать анализ происходивших событий, заниматься критикой или возвеличиванием отдельных персонажей и общественно-политических групп, оказывавших влияние на события того поворотного года. Автор просто намерен представить, как, в каких условиях и обстоятельствах жили тогда его предки и их современники. Передать, если так можно выразиться, «аромат» той эпохи.
Работая над книгой, автор использовал историческую, краеведческую, справочную и мемуарную литературу (давать ее перечень не имеет смысла, ибо он значителен по объему), а также периодические издания исследуемого периода, указанные в тексте.
Материал располагается в строго хронологическом порядке, при этом на каждый день 1914 года (даты приводятся по юлианскому и григорианскому календарям) отводится одинаковый формат, несмотря на то, что в разные дни происходили события разного объема и значимости. Из этого следует, что далеко не все события года отражены в данной работе. Да это и не входило в задачу автора, иначе надо издавать уже не книгу, а многотомник, чем, возможно, озаботятся академические издания. Зато подобная схема построения книги дает возможность автору выбрать из множества событий те, которые, по его мнению, являются наиболее характерными для описываемого времени, а соответственно и наиболее интересными для читателя.
В представляемой книге автор, учитывая многослойность городского населения, постарался дать информацию событий на разных социальных уровнях. Читатель познакомится здесь с событиями, происходившими и при царском дворе, и в храмах, и в воинских частях, и в высшем свете, и на промышленных предприятиях, и на улицах города, и в быту самых разных слоев общества и пр. Все это поможет читателю лучше узнать, как и какими заботами жили его предки. Возможно, кто-то встретит на страницах этой книги имена своих родственников, когда-то живших в Петербурге-Петрограде. А учитывая переломный характер описываемой эпохи, современникам невредно будет учесть исторический опыт своих предков, тем более что в книге в ряде случаев излагаются не только текущие события 1914 года, но также и события, предшествующие данному событию или следующие за ним.
Большое значение в жизни как отдельных личностей, так и общества в целом играет климат, погода. В книге приведены статистические данные о погоде в Петербурге-Петрограде за 1914 год по каждому дню, а также имевшиеся в распоряжении автора сведения мемуарного характера и сведения, почерпнутые из различных периодических источников того времени.
Главным же событием 1914 года стало объявление Германией войны России. В результате жизнь города резко поделилась на два периода – ДО и ПОСЛЕ.
Заканчивался 1913 год, с экономическими показателями которого потомки российских обывателей будут сравнивать свои скромные экономические успехи в будущем. Последним значимым событием уходящего года было прибытие 31 декабря к дебаркадеру Варшавского вокзала в Петербурге поезда из Вержлобова (пограничной станции на рубеже Германии и России): на нем прибыл в столицу Российской империи «буревестник революции». Его радостно встретили несколько родственников и друзей, вместе с пролетарским писателем они отправились на Финляндский вокзал. Оттуда вся компания поехала в Финляндию на станцию Мустамяки (ныне – Горьковское), так как проживание в столице ему (угадайте имя) было запрещено за «шалости» во время первой русской революции.
Большинство горожан на это событие не обратило внимания. Мало ли кто приезжал в этот пятый в мире по численности (после Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Берлина) город с населением в 2 073 800 человек. Площадь же самого крупного города Российской империи составляла к тому времени 31 682 га (для сравнения площадь Москвы составляла тогда 17 682 га, население – 1,8 млн человек).
Многие петербуржцы с оптимизмом смотрели в будущее. Россия находилась на экономическом подъеме. Русский золотой рубль на международном рынке валют по авторитету был вторым после английского фунта стерлингов.
За 46 копеек можно было купить немецкую марку, а за 1 рубль 94 копейки – доллар Северо-Американских Соединенных Штатов (САСШ). При годовом доходе в 700 рублей петербургская семья могла вполне прилично существовать. Если учесть, что учительница начальных классов получала тогда от 900 до 1240 рублей в год (а зависимости от стажа), а, например, врач-бактериолог городской водопроводной станции 2400 рублей, то прилично жить в столице могли многие, хотя и далеко не все. Средний годовой заработок рабочего в Петербурге составлял 440 рублей. Токари получали до 700, столяры до 600, а чернорабочие до 300 рублей в год. Последнюю категорию рабочих составляли преимущественно трудовые мигранты. Средняя продолжительность жизни петербургского рабочего составляла 44 года.
В Петербурге проживало значительное количество высокооплачиваемых служащих. Так, скажем, начальник Главного военно-технического управления военного министерства получал ежегодно около 9000 рублей, а его подчиненный, начальник отдела электротехнической части инженерного ведомства – около 4000. Звезды эстрады (дореволюционной «попсы») получали за выход по 200 рублей. А солистка императорского театра балерина Матильда Кшесинская за сольный концерт получала по 750 рублей.
Годовой доход депутата Государственной думы составлял 4200 рублей.
Цены были соответствующие. За 3 рубля можно было купить папаху из кенгуру, за 100 рублей – велосипед, за 4000 рублей – очень хороший автомобиль, а за 10 000 – приличный аэроплан. Цены на жилье и продукты в Петербурге были выше, чем в других российских городах и европейских столицах, да еще и росли. Соотношение цен было несколько непривычным для нашего современника. Например, ведро пива стоило 1 рубль 24 копейки, ведро кваса – 80 копеек, а ведро спирта крепостью 40 градусов – 96 копеек. Наиболее дорогим было жилье. Служащие предпочитали устраиваться на работу с казенным жильем. Квартиры сдавались на любой вкус и состояние. Летом, чтобы не платить, от квартиры отказывались и переезжали на дачу в пригород.
Несмотря на относительное экономическое благополучие, Россия занимала первое место в мире по сумме долгов иностранным государствам. Труд в ней был самым дешевым среди более или менее развитых государств. Подушный годовой доход здесь составлял всего 63 рубля, в то время как в балканских странах он составлял 101 рубль, в Италии – 104 рубля, в Австрии – 127 рублей. В Германии – 184 рубля, во Франции – 233 рубля, в Англии – 273 рубля, в САСШ – 346, а в Австралии аж 374 рубля.
Что же касается столицы Российской империи, то здесь существовало немало проблем. В Петербурге проживало значительное количество неквалифицированной рабочей силы, прибывшей сюда из деревни после начала проведения столыпинских реформ, когда там стал рушиться общинный уклад. Проживать в городе было небезопасно. В городе свирепствовали болезни. По словам архитектора Л. Шретера: «Наша столица всегда считалась рассадником всяких заразных болезней».
Одной из главных проблем города было отсутствие нормальной канализации. Кроме того, архитектором Л.Н. Бенуа предлагалось: «Наметить новые улицы, магистрали, уничтожить тупики, устроить набережные, места для выгрузок, привести в порядок безобразный Обводный канал, где тонут люди и даже лошади, устраивать у домов небольшие садики».