© Кирилл Шишкин, 2022
ISBN 978-5-0056-4203-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Великая Отечественная война оставила нам много рассказов о героических и порой удивительных подвигах на поле боя. И танкисты занимают, если не первое, то и далеко не последнее место.
К сожалению, все эти красочные рассказы о невероятных подвигах времён войны (сразу подчеркну, что именно все, а не только советские), при глубоком изучении оказываются не совсем точно изложены. Мой опыт показал, что бывает три варианта.
Вариант первый – это когда реальные события слегка преувеличили и приукрасили. И «слегка» может оказаться очень большим.
Вариант второй, самый неприятный – когда всё оказывается выдумкой сидевших в тылу журналистов и политработников.
Бывает и третий вариант, самый интересный – когда, на деле всё, оказывается даже более героическим, чем выдумали журналисты.
Самый распространенный случай, когда берутся реальные данные, а потом их, как говоривал наш математик, путём хитрых преобразований, превращают в нечто удивительное, и, увы, обычно совершенно недостоверное.
Давайте на примерах.
Вот, скажем, атакуют немецкие танки село. В ходе атаки подбито восемь немецких танков. Эти восемь танков потом округляют до ровного счёта, скажем, до семнадцати, и записывают в наградные документы командиру танкового взвода. Этот лейтенант, действительно сражался, по танкам стрелял, и вполне заслужил награду. Но при этом как-то забывают, что село это оборонял не его единственный танк, а целый взвод, да и взводов у села на позициях было целых три, а ещё был батальон пехоты, усиленный десятком противотанковых пушек. А немцы вообще сообщают, что большинство танков подорвалось на минах, и когда им часа за полтора-два поправили поврежденные гусеницы, то танки снова пошли в бой. Но нам рисуют картину с двумя десятками пылающих на поле немецких танков, которые подбил один танкист.
Впрочем, бывает, что подбитые танки (сначала удвоив-утроив) делят на всех.
Только не надо ругать советскую власть. Я уже выше упомянул, что писать о потерях противника в стиле: «Нечего басурманов жалеть – пиши больше!», это отнюдь не наша национальная особенность.