Посвящается моим предкам.
Я чувствую вашу поддержку.
В моем сердце есть хорошее место для вас
Современный человек живет в плотном и крайне запутанном клубке проблем: социальных, экономических и – это главное – психологических. Одна из самых серьезных – неинтегрированные и недифференцированные переживания. Каждый носит в себе огромный массив переживаний, но далеко не обо всех он знает, не все принимает и очень немногими может управлять. Однако психика принимает все свое содержание как деятельное, необходимое для самореализации, полезное «хозяину», осознающему свое «Я», и стремится так или иначе проявить это самое содержание в жизни. Через нас. Через наши переживания – и, как следствие, через действия в этих состояниях.
Массив, «багаж», далеко не весь принадлежит самому человеку и нужен для его будущего.
Часть этого «багажа» принадлежит давно отжившему детству. Часть его принадлежит нашим родителям и близким родственникам.
Эти переживания мы запечатлели в младенчестве и «записали» в себя в раннем детстве как «идеальные реакции на ситуации и состояния».
Часть этого массива – переживания окружающих нас людей, с которыми мы участвовали в одних и тех же ситуациях и переняли их переживание как переживание «мы», но не как переживание «я». И эти переживания навалены в наши подсознательные закрома беспорядочно и хаотично. И только малая часть из них принята, осознанна, контролируема.
Уже в древних культурах были развиты групповые психотерапевтические техники, которые помогали одному человеку ощутить поддержку всего племени, ощутить поддержку предков, понять, что он не один, что его соплеменники искренне переживают вместе с ним и стремятся помочь ему.
Именно об этих техниках написано в одной из глав предлагаемой книги, и именно благодаря наблюдениям за этими техниками родился метод психотерапии, известный как «Метод системно-семейной расстановки». Его автор, Берт Хеллингер, нашел действительно работающий, эффективный метод вернуть человеку его целостность сопереживания всему своему «психическому содержанию» и целостность переживания «семейного Мы».
Метод глубоко практический и уникальный. Огромная роль в нем принадлежит самому ведущему, психотерапевту – тут нужна и развитая эмпатия, и глубокие знания, и профессиональная интуиция, и умение вести расстановку. Именно востребованность и эффективность метода вызвала буквальный бум роста «расстановщиков» – за что справедливо метод и критикуют: как известно, одна ложка дегтя в виде непосвященного дилетанта может испортить отношение ко всем представителям метода.
Автор этой книги принадлежит к «бочке меда». Гремучий замес искренности, профессионализма, эмпатии и неуспокоенности в познании буквально рвется со страниц этой книги. Где-то книга фрагментарна, где-то не совсем «психологична» – но она искренняя и наполнена живым переживанием практика.
Писать книги о методе Хеллингера крайне непросто. Метод авторский, и автор пока с нами: то есть метод еще развивается, изменяется взгляд автора на проблему и методологию. Многое в методе основано на работе глубинных структур бессознательного, многое пока не принято наукой – и очень многое лежит в индивидуальной ответственности расстановщика, который выступает в роли шамана. В роли связующего человека, живущего с временным проявлением его памяти предков, связующего сознание человека с его тенью, связующего его настоящее и прошлое. Причем связующего так, чтобы человек вышел из расстановки катарсисно обновленный, более целостный и умиротворенный в себе и собой. Расстановщики – более практики действия, чем писатели свидетельствования.