Книга "Райская машина" - это прощальный поклон Успенского своим читателям. Опубликованная в 2009 году, она воспринимается как исповедь Мастера и Фантаста, как предупреждение человечеству. Жанр произведения - постапокалиптика, где апокалипсис ещё только предстоит. Автор показывает мир, где "фашизм - естественное состояние человечества". Ужас безысходности и отсутствия альтернативы устрашают. Спасения от этого нет.
Сюжет книги прост: Роман Ильич Мерлин, преподаватель университета, с друзьями создаёт корпорацию "Фортеция". Они занимаются всем - от электроники до дирижаблестроения. Подвергаясь преследованиям, Мерлин вынужден провести несколько лет в глубокой тайге. Когда он решает покинуть убежище, увиденное поражает его воображение и не только его...
Отзывы
К сожалению это уже не сказка..
«Тут до меня дошло, что эта промежзвёздная мистерия, при всей её топорности, началась уже давно. На неё работали и озонные дыры, и птичий грипп, и глобальное потепление, и новый ледниковый период, и предсказания Нострадамуса, и календарь древних майя. Передо мной, маленьким, затравленным и безнадёжно отставшим от жизни человечком, стояла Великая Ложь. Обойти её было невозможно, опровергнуть – очень легко, но никто бы не понял, что она опровергнута.»
Книга об опасности простых и окончательных решений. И о том, как легко человечество поддаётся соблазну одним махом и навсегда решить вопрос – перенаселения, умиротворения, перевоспитания, гуманизации, стремления к Великой Цели и т.д., и т.д.
А все проблемы на Земле – от людей, а нет людей – нет и проблем. Решение представляется до безобразия простым и изящным. И, что характерно, все довольны! Одни уверены, что их, таких прекрасных и умных, это не коснётся. Другие с удовольствием эксплуатируют новопридуманную (а на самом деле старую, как сама цивилизация) сказку о потерянном и обретённом рае. Учёные ни черта не понимают в том, что сами наворотили, но с удовольствием разрабатывают и отлаживают хитроумные аппараты для отправки человеков в мир иной. А кто-то искренне считает, что наконец-то вот оно счастье – для всех, даром, и никто не уйдёт обиженным, и ведь правы – никто ещё оттуда обиженным не вернулся.
Помнится, Ефремов перенёс общество Торманса с его идеологией полезной смерти на тысячи лет в будущее, а вот Успенский создал правдоподобную модель Торманса на Земле, дав ей на «созревание» считанные годы.
Неужели оказался прав?