Романтическая проза Константина Паустовского… Она, как и многое в творчестве писателя, глубоко поэтична.
Роман «Романтики» не является в прямом смысле автобиографическим, скорее он напоминает лирические дневники. Три части этого произведения соответственно отражают три периода жизни главного героя, отличаются своей внутренней атмосферой.
Очень тонко и мастерски описаны взаимоотношения между двумя любимыми женщинами главного персонажа романа.
Отзывы
Когда открыла Паустовского, я уже заранее знала, что не почувствую ничего плохого. Милый, добрый, хороший писатель. Лёгкой птицей из детства запомнились мне его рассказы.
В романе идёт речь о друзьях – Сташевском, художнике Винклере, Алексее и о лирическом герое, от имени которого и передаётся повествование – Максимове. Все они ученики Оскара, который преподавал им немецкий и был безумно влюблён в музыку. В целом каждая глава романа схожа с вырезанными кадрами из жизни. Лирический герой передаёт нам свою реальность (местами автобиографичную, что мы узнаем из предисловия, написанного сыном автора), обычную живую жизнь во всех её проявлениях. Это огромный, чистый, свежий глоток воздуха
"Романтиков" же можно разбирать на цитаты, как бусинки по цветам. Задумчиво отрывать от грозди виноградинки. По тарелочкам, по блюдечкам. Гранат – по зёрнышкам. Сладко. Здорово. Простой и поэтичный язык. «Меня волнуют самые звуки слов»…
Немного скажу о каждом герое по порядку. Пожалуй, очень впечатлил меня рассказ старика Оскара. Где-то в глубине души отозвался грустным эхом… Мечтать об игре в большом-большом оркестре. Тебя не видно – но слышно. И твоя партия очень важна. Милая сердцу шестерëночка.
Славный отшельник Жучок. Он велик в своей простоте. Его глава солёная, с запахом Родины (как и все странствия героев по щедрым морским просторам).
Сташевский. Нутром чувствую, не мой человек. Человек-сканер? Достаточно резок в своих высказываниях. Но как же близок он мне своими речами о русской литературе: «Русская литература прошлого века – верное средство нажить мигрень!» (которую я, будучи сапожником без сапог, часто хаяла по своей глупости, но вечно оправдывалась, что я языковед ведь, язык математичен и доказателен, не то, что ваши художественно-субъективные речи вольные!).
Много их было. Беглец, грустный гений Гоген. Арфист и скрипач, учтивый наидобрейший кряхтун Гарибальди. Мягкий и простой Семёнов. Роговин в своём естестве. Всех и не вспомню.
Спокойная, уверенная Хатидже (она же Катерина). Она здорово так зеркалит людей. Она не поверхностна. Сильная, мудрая. И грусть у нее, как синее море.
Винклер. Угрюмый прокурор. Он чересчур прямолинеен для творческого дара художника. Отчеканенная монета. Знает, кто он, и чего хочет от жизни. Отчаянный борец за свет. Мне так жаль, что он погас. Чего стоят его записки, оставленные у моря!.. Пожалуй, мне больше всех симпатичен этот герой.
Алексей. Для меня не до конца понятная фигура. Скорее всего, он силён и немного вспыльчив.
Максимов. Романтик, писатель. «Весь в своем, выдуманном». Не наивен, как кажется на первый взгляд (чего стоит его обличительная речь в литературном кружке). Честен перед самим собой. Максимов тонко чувствует жизнь. Это вечный ученик. «… достаточно ли я страдал, чтобы быть писателем?» – мысль избитая, но всё же волнующая. «Я становлюсь больным в своём одиночестве». Максимов любит двоих. У хиромантов принято отыскивать двойную линию сердца, дескать, возможно любить двоих одновременно и равнозначно. Это мне непонятно и неприятно. Таких нельзя держать в сердце, чтобы не страдать.
Весёлая волна – Наташа. «Она спешит жить». Импульсивная, проницательная. «Мне сегодня очень скучно. Я готова реветь, как деревенская баба». Она всегда половина. Хатидже же самодостаточна (да и как можно проспать встречу с тем, кого любишь и давно ждёшь?! Я бы точно всю ночь глаз не сомкнула) . Мне понятно, как Наташа умеет любить. Поэтому и обидно за неё. Не хочется быть, как она. Такие люди по итогу несчастны. Я рада, что она умерла, ведь теперь она точно спокойна.
Что ещё сказать? От таких историй взрослеешь.
Глава про войну стоит особняком. Хотя чего уж, так всегда было. Мир и война – два узла напротив друг друга. Вроде война – это о смерти, но сколько жизни в ней находится.
О чём же роман? О великолепии жизни. Вот и всё.
5 из 5
Паустовский,Блок,Маяковский – они могли бы быть великими композиторами.
Их литературные произведения действуют как музыка.Читая Паустовского,как будто снова возвращаешься в лучшие годы жизни: детство и юность,когда мир воспринимался романтически.
Романтики – повесть, написанная в начале творческого пути писателя, она во многом автобиографична. Удивительная жажда жизни главного героя, также писателя, Максимова вместе с невозможностью обрести тихое спокойное счастье, необходимость страдать и скитаться.
«Жадность, ненасытная жажда тянет меня к жизни. Я могу без конца говорить вам о каждой минуте, о каждом из прожитых дней. Я нахожу во всем, что вижу, чудесный „вкус и запах“, постоянную прелесть.» .
Удивительная любовь двух столь разных по характеру и столь похожих в своей вере и преданности Максимову женщин. Хатидже, прообразом которой стала первая жена Паустовского, принявшая вторую любовь героя, готовая страдать ради его творчества: «Я поняла, что у тебя в жизни будет много падений и подъемов, ты будешь еще много любить, мучиться: каждая любовь – это новое рождение себя, – но я всегда буду близка тебе, потому что у нас одна цель – твое творчество. Оно принадлежит всем. Все, что ты написал и напишешь, выше той боли, что ты доставляешь мне.». Наташа – собирательный образ всего того, чего писателю не хватало в Хатидже, более яркая, взбалмошная, но до боли любящая Максимова.
Однако наиболее интересен в этой повести не сюжет, а сам язык повествования, описание природы, повседневной жизни, чувств и мыслей героя и в последней части войны, ее бессмысленности и уродливости. Как принято говорить: проза Паустовского поэтична и только ради этих легкого, лаконичного и такого объемного слога уже стоит прочесть эту книгу.
«Радость спала на душе, свернувшись теплым пушистым котенком, горланили матросы, и жизнь звенела, как лед у причалов.»
Блеск и величие жизни!
Прекрасная книга, одна из любимых с молодости, пусть и кажется в чем-то наивной сейчас. Не столько сюжет, сколько наблюдения, язык, размышления. Кредо из южного морского городка:
Не пристраивайтесь к жизни. Скитайтесь, будьте бродягами, пишите стихи, любите женщин, но обходите за два квартала солидных людей.