© Александрова Н. Н., 2017
© ООО «Издательство «Э», 2017
– В этой витрине перед вами монеты, имевшие хождение в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии и на небольших островах Тихого океана. – Пожилой экскурсовод снял очки и протер их носовым платком.
– Монеты? Разве это монеты? – удивился любознательный школьник и перевел глаза с отца на экскурсовода. – Это же обычные ракушки!
– Совершенно верно, молодой человек. – Экскурсовод водрузил очки на место. – Это раковины моллюска «Змеиная голова», иначе их называют каури. Но это не совсем обычные ракушки. Как я уже сказал, они широко использовались в качестве монет. Об этом говорит даже латинское название каури – Cypraea moneta. В прежние времена этими ракушками расплачивались в лавках Судана и Занзибара, Таиланда и даже некоторых провинций Китая. Сорок раковин каури, нанизанных на шнурок, составляли более крупную денежную единицу – «связку», пятьдесят связок – «голову».
– Однако немалые кошельки приходилось носить с собой тамошним домохозяйкам, – вмешался еще один посетитель, мужчина приятной, но незапоминающейся наружности.
– Совершенно верно! – подтвердил экскурсовод. – Отправляясь за покупками, нужно было нести целый мешок денег. Но это еще довольно удобно. Вот в Новой Зеландии деньги были каменными, каждая, даже мелкая монета весила несколько килограммов, а крупные «купюры» бывали и по центнеру.
– А каменные монеты в вашем музее есть? – не унимался пятиклассник.
– Нет, они заняли бы слишком много места.
– Хорошо, что сейчас не чеканят такие тяжелые монеты, – успокоился неприметный мужчина.
– А здесь вы ошибаетесь. – Экскурсовод тонко улыбнулся. – Несколько лет назад банк Канады выпустил монету номиналом в один миллион долларов. Эта монета весит сто килограммов. Изготовлена она из чистого золота в единственном экземпляре.
– В вашей коллекции ее нет?