Великий князь Дмитрий Павлович, внук царя-освободителя Александра II, печально известный участник убийства Григория Распутина, предстает перед читателем на страницах своего раннего дневника юношей 14-16 лет, обремененным простыми и порой наивными детскими заботами. Подробно описывая свои дни, великий князь рассказывает о взаимоотношениях с окружающими и приоткрывает завесу личных переживаний и обид.
Дмитрий Павлович – второй ребенок и единственный сын великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры, умершей через несколько дней после его рождения. Отец Дмитрия женился вторым, морганатическим браком, за что был выслан из России, поэтому с 1902 по 1905 год Дмитрий воспитывался в семье дяди – великого князя Сергея Александровича. После гибели дяди Сергея от рук террористов в Москве в 1905 году Дмитрий несколько лет провел в семье последнего императора.
Текст дневника публикуется по подлиннику, хранящемуся в Государственном Архиве РФ (ГА РФ, ф. 644, оп. 1, д. 384), без сокращений, в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, но с сохранением некоторых языковых и оформительских особенностей оригинала.
Мерзликина А.В.
Карушкина Н.В.
1 января. Царское село
Был на большом выходе. За обедней Татьяне1 сделалось дурно, бедная, ей вечно делается дурно, я не понимаю тогда, зачем же её привозить. Дядя Костя2 сказал мне, что когда ей дурно сделается, что он её так кладёт, чтобы ноги пришлись выше головы, и тогда все проходит. За завтраком я сидел между мадам Зизи3 и княгиней Голицыной, я очень мило с ней говорил, и даже говорил по-французски. Днём я катался на коньках, а пили чай и обедали мы у тёти Аликс4. Я чувствую себя нехорошо, но я думаю, что это от усталости, ото сна всё пройдёт.
2-го января
Сижу дома, голова болит и маленький жар. Скука порядочная. Может быть, завтра пройдёт.
3-го января
Всё-таки не прошло. Сегодня обед егерям, я, конечно, не поеду. Это жалко. Хотя тётя Аликс и сказала, что я больше не буду ездить на обеды, а всё-таки, если был бы здоров я, то маленькая надежда на то, что пустили бы, у меня бы оставалась. Вечером играл с Марией Николаевной5 в безик, очень хорошая игра, когда голова болит. Мария Николаевна выиграла страшно много, кажется, 12 тысяч. Голова сильно болит и даже больно писать.
Января 4-го
Сегодня мне гораздо лучше и даже совсем хорошо. Утром был парад егерям, Мария6 поехала, а я, бедный, остался дома.