Русская философия. У человека и человечества есть стратегические и тактические задачи, но главное – это задачи библейские
Добрый день, вечер или ночь!
Дорогие друзья! В этой книге я хочу поделиться с вами откровениями, полученными вследствие экспериментов, которые я добровольно провел над собой.
Коротко о себе. Зовут меня Вячеслав, мне 54 года, родился я в Башкирии во времена Советского Союза. Окончил среднюю школу, затем поступил в военное училище, окончил его, потом служил в Германии и на Дальнем Востоке. После увольнения из Вооруженных сил учился в Международной академии менеджмента, где получил дополнительное образование по специальности «менеджмент». Стал заниматься предпринимательством в различных сферах деятельности, а затем, в связи с укрупнением бизнеса, окончил институт бизнеса и делового администрирования, где получил специальность «стратегическое управление».
Дважды был женат. У меня четверо детей: двое от первого и двое от второго брака. С 45 лет управляю компанией, занимаюсь стратегическими советами. Тем и живу.
Череда событий привела меня в православный храм, где я крестился в возрасте 25 лет.
Отдельно хочу рассказать о своем религиозном пути. Примерно к 26 годам я стал задаваться вопросом о том, что не хлебом единым жив человек. Я чувствовал, что в этом мире есть что-то еще, что бередило душу. Вначале мне попалась литература о кармической жизни человека, о так называемой карме, затем я познакомился с людьми, которые распространяли книги о религии буддистов. Потом в моей жизни появились люди, чтившие Коран, – немного читал и его. «Да, – подумал я, – точно в мире не все материально».
Однажды я заболел пневмонией и, пока болел, решил поглубже вникнуть в христианское учение. Начал читать Новый Завет. Описывать свое первое впечатление от знакомства с этой книгой я не буду: у каждого, кто ее читал, возникают свои чувства. У меня же она вызвала только одно чувство – удивление.
Экспериментировать над собой я начал еще в детстве. Как-то даже решил проверить силу тока. Как не погиб – сам до сих пор удивляюсь. Позже я продолжил эксперименты, учась в военном училище. Испытывал силу воли в борьбе с голодом, в самодисциплине, проверял твердость слова, данного подчиненным и командирам.
Потом я столкнулся с тем, что называется Православием. Поначалу многое не мог сложить, сопоставить и понять, но все же решил разобраться. Стал ревностным христианином. Много читал духовной литературы, часто посещал храмы и богослужения. Соблюдал посты, вернее, старался их соблюдать, постился, как мог. Помогал ближним по мере сил. И, конечно же, участвовал в таинствах Исповеди и Причастия С. Х. Т.
Со временем я стал замечать некий парадокс: чем сильнее и глубже я хотел очистить душу, тем больше осознавал свою греховность и немощность в борьбе с грехами. И куда только подевался тот сильный и уверенный в себе парень? Непонятно. Осуждение, корысть, гордыня, телесные и прочие грехи никуда не исчезали, а только увеличивались и усугублялись. И вот, как и раньше, мне в голову пришла мысль побороться и провести эксперимент. Мне в то время исполнилось 32 года. Шел 2000 год.
Теперь о самом эксперименте. Суть его была очень проста. Отягощенный грехами, я в очередной раз поехал в храм святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Нордовка, к отцу Вячеславу, ныне отошедшему к Господу. Исповедовался как сумел, причастился Христовых Тайн, закрыл уши и глаза, и мой друг Анатолий отвез меня по моей просьбе в уединенное место – ко мне на дачу.
На даче было две основных постройки – сам дом и баня. Я решил поселиться в бане. Смысл эксперимента заключался в следующем: сразу после причастия уединиться в отрезанном от «мира» месте, где будет меньше шансов согрешить словом и делом (за мысли я не ручался), и там провести неделю с понедельника по воскресенье. Вспомнил – это была Страстная Седмица! И так подойти к празднику Пасхи – Воскресения Христова.
С собой я взял святую воду, освященные просвиры и сухари, духовную литературу, в том числе Евангелие, крест, иконы, много свечей и, если мне не изменяет память, сосуд для курения ладаном. Решил провести время за чтением и молитвой и посмотреть, хватит ли мне сил, чтобы прожить хотя бы неделю с меньшим количеством грехов. Я хотел понаблюдать за тем, что будет со мной происходить.
Первый этап я бы назвал одним словом – торможение. Все мое существо, все мое физическое и психическое состояние (про духовное я тогда еще не все понимал) подвергалось торможению… Оно влекло за собой определенные перегрузки, что приводило к каким-то непонятным ощущениям, ломке и, конечно же, наводило на мысль закончить эксперимент. Но у меня уже был опыт различных испытаний, и я понимал, что потом буду сильно жалеть о не доведенном до конца эксперименте. Ведь задача заключалась в том, чтобы продержаться неделю, – разве это невозможно?
Спальное место я устроил на скамье, не очень широкой. Как только она начала казаться мне неудобной, я стал искать еще более некомфортное место и нашел его под столом. На столе я спать не мог – на нем хранилось все мое привезенное богатство. Через какое-то время скамейка стала казаться мне двуспальной кроватью, весьма удобной. Так в чтении и в борьбе с собой я провел три дня. Точно не скажу, но, думаю, второй этап начался со среды на четверг.
Борьба телесная стихла сама собой. Наступил этап Покаяния. Мне вдруг стала открываться духовная, греховная суть моей души, главным образом вина моя перед Господом Богом и суть Его дел и поступков по отношению ко мне. И полились нескончаемым потоком слезы… От первых слез болела грудь, разрывалось сердце, и я думал, что конца и края не будет этим слезам, но затем наступал перерыв, а потом – опять слезы, и опять перерыв, и после каждого перерыва постепенно начинала ощущаться какая-то свобода и радость, и тогда я благодарил и славил Господа. Увидев свою суть, я понял, что до конца жизни мне не хватит времени отмолить себя, но радость показывала Благость Господа Бога, и я уже совсем по-другому читал слова в Евангелии.
К этому этапу я отнесу и ряд физических чудес, хотя в то время, по правде говоря, я их не считал чудесами. Лишь потом я заметил, что вода, которую я пил, стала приобретать вкус того напитка, который я хотел. Например, томатного сока, который я в детстве очень любил, или чего-то еще. Это происходило без моего участия, но все обращалось в то, что я хотел. Сухари превращались в любую еду, поэтому с питанием проблем вообще не было, и на это я перестал обращать внимание. Предбанник, где спал, стал самым уютным местом. Святые отцы разговаривали со мной через книги, как будто сидели рядом, поучали и жалели меня. Когда я выходил на улицу, окружающая природа казалась мне удивительно красивой, как в сказке, а свечи, которые я взял с собой, закончились аккурат перед уходом – тоже маленькое, но чудо. Присутствие самого Всевышнего ощущалось рядом.
Затем последовали собственно откровения, но о них чуть позже (если кому будет интересно). Закончился второй этап страхом перед увиденным. Чем больше мне открывалось, тем сильнее меня охватывал страх. Страх этот состоял в полном изменении прежних представлений о жизни. Чем дальше я углублялся, тем яснее понимал, что больше не смогу жить так, как жил раньше.
Я не был готов к такому. Увиденное переворачивало всю мою прежнюю жизнь с ног на голову или, наоборот, ставило на ноги. Чаша весов выбора клонилась в разные стороны, и моя неготовность, а может быть, малодушие или нищета духовная, перевесила, и я нашел способ остановить этот процесс. До сих пор не уверен, правильно ли я поступил или нет. Я оправдывал себя тем, что не по силе крест хотел понести. Но все то, что я увидел (думаю, не так уж и много), каким-то образом изменило мою жизнь. Я увидел главную цель своей жизни, с этим видением теперь и живу. Второй этап, думаю, закончился примерно с пятницы на субботу, или со Страстной Пятницы на Великую Субботу.
Третий этап можно назвать одним словом – Счастье. Ощущение полного счастья и радости. С моего лица не сходила улыбка. Природа, люди, мир вокруг – все преобразилось и заиграло новыми красками. Хотелось сохранить это ощущение надолго и поделиться со всеми своим счастьем и радостью просто так. Я благодарил и славил Господа за все.
Третий этап так называемого «эксперимента» закончился в пасхальное воскресенье там же, где и начался, – в храме села Нордовка. А может быть, он не закончился и по сей день. Скорее всего, он будет продолжаться до самого конца моего земного путешествия.
Но все в этом мире когда-то заканчивается. Житейская суета постепенно съедала ту благодать, которая снизошла на меня, конечно же, ее не достойного. Чувства стали притупляться. Был период уныния, будто от потери чего-то очень дорогого. Первое время было трудно заставить себя взяться за работу. Но в то же время желание поделиться радостью было огромным настолько, что я не мог спать по ночам. На все мои многочисленные вопросы, возникавшие вразнобой и по разным поводам, начиная с семейных дел и заканчивая глобальными событиями в мире, продолжали приходить ответы. И пока я не начал записывать все на бумаге, успокоения не наступало. Я много писал о красоте замысла Божьего, о человеке и всем роде человеческом.
На любые мои вопросы я моментально получал ответы. «Удивительно, почему люди это не видят?» – думал я. Я не говорю о священнослужителях. Как раз они, думаю, видят все правильно, а вот остальных людей жалко, простых мирян, которые как слепые котята – кто выживает, а кто и погибает. Эти слова относятся и к вечности. Полученные ответы я стал записывать на бумаге. Я писал и писал, писал и писал, просыпался ночью – и опять писал. Я многое записал, а потом начал замечать, что меня куда-то заносит, и я стал мнить себя великим грамотеем – мол, я несу людям прозрение.
Дошло до того, что я связался с ректором Уральского института бизнеса (сейчас ректор этот стал православным священником о. Александром в Екатеринбурге) и прочитал преподавателям института лекцию о связи Бога с бизнесом и о прогрессе человечества. Мне из вежливости вручили грамоту почетного профессора, чтобы поддержать. Но, по правде говоря, это многое мне дало: дружба переросла в совместные поездки по святым местам, по их приглашению я четыре раза побывал в Иерусалиме во время схождения Благодатного Огня. Но это уже другая история.
В очередной раз Господь не дал мне пропасть и открыл мне глаза на то, что все, о чем я писал, уже есть в писаниях Святых отцов и, конечно же, в самом главном из писаний – Евангелии, прямом разговоре Бога с человеком. И только сам человек может решить, насколько он хочет и может постигнуть истину и свой путь. Поэтому я, недолго думая, взял все, что написал (бумаги много потратил), и сжег в печи той самой бани, где проводил вышеописанный эксперимент. И сейчас нисколько не жалею об этом.
Прошло немало времени, больше 20 лет, и мне опять пришла в голову мысль написать о тех пережитых моментах. К этому меня подтолкнули происходящие в мире события, а именно очередное столкновение Запада и Востока. Я увидел точку нахождения «человека» в широком смысле, относительно прогресса замысла Божьего о нас. Мне подумалось, что если определить эту точку, то будет легче выбрать путь как каждому человеку, так всему человечеству, ведь путь человечества – это сумма путей всех людей на Земле от младенчества до конца земной жизни.
Мама моя была математиком, и от нее мне достался математический склад ума, поэтому дальше я буду пытаться подкреплять свои тезисы графиками. Лично мне такой подход облегчает понимание происходящих процессов и в своей жизни, и во всем мире. Меня уже не удивляет поведение Запада и наши ответы, которые совпадают с движением по линии прогресса. Я долго думал над тем, к какому виду наук можно отнести мои скромные мысли. К богословию? Там и без меня звезд хватает. К математике? Там совсем другие глубины. Может быть, к философии? Но и это не то… Наконец в результате полученного жизненного опыта и общения с грамотными и духоносными людьми я решил, что отношу свои изыскания к науке под названием «аскезопрогрессология». Компьютер сейчас показал, что нет такого слова в интернете. Как же теперь понять, что это такое? Я определил на данный момент, что это наука о сохранении благодати Божией, полученной через Таинства и по Воле Божьей для определения правильного, а значит, Божьего пути. Правда, не очень скромно?
Дальше я коротко, где смогу, схематично опишу давно известные истины, но под своим углом зрения. Может быть, это кому-то пригодится и поможет скорректировать свою жизнь и свои решения для движения к главной цели. Сразу назову главную цель – это спасение и возвращение в лоно Господа нашего, в Царство Небесное. Конечно же, все, что я приобрел в ходе этого эксперимента, не дается без труда, но видеть правильно – уже половина дела.
Начну с постулатов. Господь Бог – Троица Единосущная и Нераздельная: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Человек – венец творения Божьего. Все созданное Богом имеет троичную природу – это от меня, но, думаю, и это уже было. При равноправии всех трех составляющих одна из них больше остальных, и это главный парадокс Вселенной. Например, Вера, Надежда, Любовь. Из них Любовь – большая.