© Аксёненко С. И., 2014
© ООО «Издательство Алгоритм», 2014
Эта книга отличается от большинства работ, разоблачающих украинский национализм. Мы не будем утомлять читателя фактами из истории ОУН и УПА, биографиями всяческих «бандер», «петлюр», «мазеп», «коновальцев», «скоропадских» и иже с ними; не будем приводить длинный список конкретных злодеяний националистов на западе Украины, эти злодеяния в массе своей однообразны – людей резали, вешали пытали с поистине садистским сладострастием. Конечно, всё вышеперечисленное будет затронуто в книге, но она о другом. Она о глубинных истоках украинского национализма. О его природе. Вместе с тем в книге много фактов о том, как переписывают историю в современной Украине, как насильно насаждают украинский язык, как националисты приходят к власти при помощи стран Запада, отдельный раздел посвящён фашистскому перевороту 2014-го. Есть в этой работе и о местечковой «меньшовартости» украинских националистов, об их готовности служить хозяевам из США и Западной Европы. В книге задействован большой фактический материал, не встречающийся в других источниках.
Надо сказать, что автор этой работы давний борец с украинским национализмом и хорошо знает ситуацию, если так можно выразиться, изнутри. С националистами я начал бороться ещё в 1990 году, когда они приезжали к нам из Западной Украины на Восточную, агитировать за отделение от СССР. Боролся я с ними и на парламентских выборах в мажоритарном округе в Луганской области, и будучи депутатом украинского парламента в 1994–1998 годах, и позже, работая в газетах, журналах и телекомпаниях. Возглавляя подкомитет Верховной Рады Украины по телевидению и радиовещанию, Всеукраинскую ассоциацию кабельного телевидения, Национальный совет Украины по телерадиовещанию (высший государственный орган в отрасли), я препятствовал закрытию российских телеканалов на Украине, что после переворота 2014-го осуществили националисты вопреки всем международным конвенциям. Автор этой книги имеет множество публикаций, разоблачающих национализм в газетах, журналах, брошюрах, книгах, на интернет-сайтах.
В силу специфики работы политика и журналиста, автор лично знаком со многими видными деятелями украинского национализма, начиная от диссидентов. Я знаю Левка Лукьяненко, Мыколу Горбаля, знал Вячеслава Черновола, которые сидели ещё в советских тюрьмах. Знаком и с сыном В.М. Черновола, Тарасом, многолетним депутатом парламента. Хорошо знал Олега Витовича, одного из создателей и лидера УНА-УНСО, той самой организации крайних националистов, на базе которой возник «Правый сектор», тот что бросал в милицию «коктейли Молотова» во время переворота 2014-го. Знал журналиста Георгия Гонгадзе, с загадочного исчезновения которого возник «Майдан 2004». Знаком с двумя первыми президентами Украины – Л.М. Кравчуком и Л.Д. Кучмой, знаю многих глав парламента и правительства Украины. Доводилось мне встречаться и со многими нынешними лидерами украинских националистов и их союзников – с Петром Порошенко, Юлией Тимошенко, Александром Турчиновым, Юрием Луценко. Кстати, я хорошо знал отца Юрия Луценко – Виталия Ивановича, депутата украинского парламента, убеждённого коммуниста. После смерти Виталия Ивановича Юрий Витальевич предал идеалы отца.
В качестве журналиста мне часто приходилось бывать как на Майдане 2004–2005 годов, так и на Майдане 2013–2014 годов. Посещал я и многие митинги националистов, участвовал в столкновениях с ними. И о бандеровцах, убивавших после войны советских людей на Западной Украине, знаю не только из книг, но и со слов очевидцев, воевавших с ними. Слушал выступления «вояків УПА» и на митингах националистов в Киеве.
И это не говоря уже о теоретических «штудиях», о множестве проработанных материалов, включая первоисточники.
Исходя из вышесказанного, автор надеется, что даже искушённый читатель найдёт в этой книге для себя много нового.
Националистические комплексы обильно изливаются на ниве переписывания истории. В России тоже хватает фантазий на исторические темы в духе того же Фоменко, но их хотя бы не рекомендуют изучать в школе! По сути уже создана лживая история Украины, которая активно навязывается молодому поколению.
Так предками украинцев назвали придуманных «древних укров», объявив, что они самые первые люди на Земле, появились миллионы лет назад, изобрели колесо и телегу. Выдумали нелепейшее словосочетание «Украина-Русь» и на полном серьёзе утверждают, что когда-то было такое государство. Современное боевое искусство, так называемый «Боевой Гопак», выдают за древнее. А некоторые особо «продвинутые» националисты идут ещё дальше. Они даже Христа гуцулом объявили, отождествляя Библейскую Галилею с Галичиной. Также заявляют, что древние галлы чуть ли не карпатские галичане.
Вот одна характерная цитата: «Когда речь идет об украинской Конституции, я вспоминаю Пилипа Орлика, знаменитого гетмана, который первым в истории человечества в 1710 году выписал первую конституцию. Она на девяносто лет старше Конституции Польши и на семьдесят лет – Конституции Америки. Это была первая украинская Конституция, поэтому мы – европейцы, мы в центре Европы, мы – сердце Европы, мы диктовали демократию Европе. Как любят говорить мои друзья: «Когда Европа жила в пещерах, украинская нация, трипольцы, жили в беленых хатах». У них была «Велесова книга», и это великая мировая цивилизация». Текст взят из выступления будущего президента Украины Виктора Ющенко перед жителями Голованивска в июне 2004 года. Эта речь – апофеоз безграмотности. Однако в ней, как в капле воды отражены все комплексы националистов. Краеугольным камнем своей псевдоистории они могут поставить любую фальшивку типа «Велесовой книги». Трипольскую культуру ставят чуть ли не в центр мировой истории. Это при том, что после трипольцев на территории Украины успели пожить очень много народов и современные украинцы не являются прямыми потомками древних трипольцев. А сама Трипольская культура, при всем к ней уважении, все же не тянет на центр мировой цивилизации. Это рядовая культура. Кстати, она представлена не только на украинской земле. На территории Румынии и Молдовы подобная культура называется Кукутени. На территории других стран есть еще более древние культуры – например, Ориньякская (Франция) или Мадленская (Франция, Испания), где за 10 тысяч лет до трипольцев уже создавались прекрасные картины в пещерах. Кстати, из речи Ющенко вытекает, что он не знает даты принятия конституций США и Польши, разница между которыми составляет 4 года.
В своих фальсификациях националисты пускаются на любые подлоги. Я хотел бы остановиться на одном из них, потому что он ярко раскрывает тот комплекс «меншовартості», который присущ украинскому национализму. Они с пеной у рта доказывают, что русских нельзя называть русскими, что Русь, столицей которой была Москва, на самом деле не Русь, а Московия. Причём опираются в своих доводах на изыскания советских учёных. Ведь ничего оригинального сами придумать не в состоянии. Тут мы видим игру различных идеологем. Когда-то очень давно правителям Руси хотелось доказать, что они не такие, как подданные. Поэтому власти тогда поощряли «теорию», которую позже назовут норманнской. Мол, Русь – это викинги во главе с Рюриком, которого новгородцы попросили править ими. А приемник Рюрика – Олег – захватил Киев.
Позже эта «теория» понравилась российским императорам, имевшим сильные немецкие корни. А вот власти СССР поставили перед учёными задачу развенчать норманнскую «теорию», и те начали доказывать, что Русь не имеет никакого отношения к викингам, мол, и слово само зародилось под Киевом, от речушки Рось. И всё бы ничего, если бы Киев не оказался отрезанным от самой России. Теперь националистические «теоретики», взяв за основу советские наработки, доказывают, что север Киевской Руси – не Русь вовсе. Русь – это, мол, Киев с окрестностями. Исключение сделали только для… галичан. Милостиво признав, что они тоже Русь. Причём те источники, которые противоречат их «теории», националисты объявили… позднейшими вставками в древние летописи. Вот так: с одной стороны националисты говорят – «Украина не Россия», а с другой, что Россия – это Московия.
Казалось бы, ну и что?
Ан нет! Проблема гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Несмотря на постоянную антирусскую риторику, многие националисты яростно доказывают, что настоящие русские – это они, что мол, «москалі» у них имя украли. А этническим русским отказывают даже в том, что они славяне. Пишут, что русские произошли от мордвы и коми, смешавшимися со славянами. «Національно-свідомі», конечно, не разбираются в лингвистике и этнографии, не знают, что мордва и коми вышли из того же корня, что и почитаемые ими эстонцы, финны и венгры. Но дело не в этом. Националисты чувствуют, что из всех славянских народов, включая поляков с чехами, русские создали самую великую культуру, самую мощную науку, самую могучую государственность. Так уж распорядилась история. Польша, имеющая вначале те же, если не большие возможности, оказалась зажатой между Россией и Германией, поэтому не смогла сделать рывок ни на Восток, ни на Запад. Память о былом геополитическом могуществе делает поляков неудобными, сварливыми соседями, как по отношению к России и Украине, так и к Германии. Особенно ярко это проявилось в годы Второй мировой, да и сейчас весь Евросоюз страдает от польских амбиций. Раздутые амбиции на фоне реального бессилия создают большие проблемы.
Остальные славянские народы не были столь многочисленны.
Националисты думают, что, похитив у русских имя, они похитят и великую историю, похитят цивилизацию. Они не понимают, что если бы безумные идеи о непринадлежности русских к славянам можно было бы доказать, то величие русской цивилизации не перешло бы автоматически к тем, кто украл у неё имя. Просто славяне в этом случае не выделялись бы из тысяч и тысяч других народов. Я с уважением отношусь ко всем народам. Разумеется и в культуре и албанцев, и полинезийцев, и маори, и бушменов много замечательного, много интересного. Но в любом случае эти культуры не оказали такого влияния на развитие мировой цивилизации, как культуры Древнего Египта, Древних Греции и Рима, Англии, Франции, Германии и России. Именно русская культура вынесла славян на высочайший уровень. Очень важно осознавать, что в развитии этой культуры участвовали не только этнические русские. Многие народы внесли свою лепту, среди них очень немалую – украинцы. Поэтому попытка переписать общее с Россией славное прошлое ни к чему хорошему не приведёт.
Что касается Московии – тут имеет место простой подмен фактов. Естественно великое княжество Московское до того, как оно объединило всю Русь, именовалось по названию столицы. Это старая традиция, даже историки порой называют государства по их столицам. Иерусалимское королевство, Делийский султанат, Римская империя – список можно продолжать долго.
Разумеется, пока сфера действия московских князей ограничивалась пределами Руси и соседних стран, княжество надо было называть Московским, чтобы отличать его от других русских княжеств – Рязанского, Тверского, Суздальского. А когда Москва объединила вокруг себя большую часть русских земель и вышла на мировую политическую арену, естественно, такое государство стали называть русским. Русский царь был царём Великой, Малой и Белой Руси.
Это всё равно, что в пределах Украины мы будем проводить различия между Полтавщиной и Тернопольщиной, но на мировой арене будем говорить об Украине в целом.
Хотя в разговорной речи государства иногда называют по центру, вокруг которого они образовались. Поэтому Великобританию нередко называют Англией, а Нидерланды – Голландией.
Таким образом, попытки националистов провести различия между Русским государством и его центром – Москвой свидетельствуют об их безграмотности.
Точно такую же безграмотность националисты проявляют, когда говорят о Киевской церковной митрополии. Мол, эта древняя митрополия – та самая, которая образовалась после крещения Киевской Руси.
В связи с этим хотелось бы вспомнить о ситуации, связанной с переносом центра украинских греко-католиков из Львова в Киев. Националисты не оспаривали права тогдашнего главы униатов – Любомира Гузара – перенести кафедру в Киев. Вряд ли они бы оспаривали право римских пап проживать в Авиньоне, среди французских земель.
Но ведь точно такая же ситуация была с переносом кафедры митрополита из разорённого монголами Киева во Владимир, а позже в Москву!
Националисты забывают, что древняя Киевская митрополия переместилась в Москву, а потом на её базе появился Московский патриархат. Нынешняя Киевская митрополия возникла гораздо позднее.
Кстати, именно в церковном вопросе ярко проявляется политика двойных стандартов, свойственная националистам. Они яростно выступают против Украинской православной церкви за то, что её центр находится за границей – в Москве. При этом они не имеют ничего против католиков и униатов, центр которых тоже находится за границей, только в Риме.