Книга "Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии" Майкла Газзанига представляет собой захватывающее путешествие в мир человеческого сознания. Автор глубоко исследует вопрос о том, насколько свободны наши решения и действия в контексте нашего биологического устройства. Газзанига раскрывает тайны нашего мозга, обсуждает понятие личной ответственности и исследует влияние нейробиологии на юридическую систему.
В книге повествуется о модуле интерпретации, который позволяет нам чувствовать себя целостными субъектами, способными принимать решения. Автор переносит нас из лаборатории в повседневную жизнь, демонстрируя, как нейробиология влияет на наши повседневные действия и выборы. Он помогает нам понять, как мозг создает иллюзию свободы воли, и чем это отличается от реальных механизмов принятия решений.
Газзанига показывает, что понимание работы нашего мозга и его влияние на наше поведение может помочь нам лучше понимать себя и других. Он призывает нас задуматься о нашей личной ответственности и о том, как мы принимаем решения в повседневной жизни. Книга "Кто за главного?" проливает свет на нейробиологию с точки зрения свободы воли и помогает нам лучше понять себя и окружающий мир.
Отзывы
Довольно важные интерпретации. Основная ценность книги – сомнение учёного, обращение к сложным схемам, знакомство с непростыми проблемами. Вот это самое классное, что может предложить наука. Супер. Рекомендую тем, кто не ищет простых решений.
Прекрасная книга американского нейропсихолога, который дал исчерпывающее описание современных достижений в области нейрофизиологии. В своей книге он собрал результаты своих исследований мозга на протяжении десятилетий, а также мысли и идеи о том, как достижения в нейрофизиологии изменят такие традиционные области социальной жизни человеческих обществ, как мораль, право и закон. Книга очень интересна, в ней большое количество всяких фактов о мозге и его функционировании, идей о применении достижений нейрофизиологии во многих сферах жизни. Само собой разумеется, что для специалистов, работающих в области искусственного интеллекта — это полный мастрид. Ну и в этой книге ставится точка в вопросе о существовании свободы воли. Единственное, что мне не понравилось, так это то, что автор, как и многие другие, постоянно пишет что-то типа «наш мозг заставляет нас...», то есть он противопоставляет мозг и личность. Но мы — это и есть наши мозги, а наши мозги — это мы. Противопоставление разума и мозга — это какой-то такой вариант дуализма, против которого автор, кстати, и выступает. И даже супервентностью эту странность не решить — это просто заезженный штамп, про который не задумываются. Но автор такой книги как раз мог бы и задуматься. А по поводу детерминизма я могу сказать, что размышлять на тему «Давайте не будем наказывать преступника, ведь он осуществил преступление не по своей собственной воле, а это было предопределено» — это какая-то шизофрения. Если это было предопределено, то и его наказание тоже предопределено, да и написание статьи или книги на эту тему предопределено, а потому количество изменённых приговоров после того как судьи прочтут статьи и книги тоже предопределено, а потому всё совсем непредопределено, и детерминизм ложен. Задолбали столько писанины посвящать этой теме.
Одновременно прекрасная и сложная книга.Майкл Газзанига изучает нейронные основы сознания,в книге он полагается на свои многолетние исследования и мировой опыт изучения мозга.В книге множество интересных фактов о работе мозга,порой неожиданных.Книга не дает однозначных трактовок,заставляет размышлять и задумываться.Много интересных вопросов,нет однозначных ответов.Возможно,будет непроста для восприятия.Но попытаться стоит.
Редко восторгаюсь книгами.
Это одна из лучших в науч-популярном.
Когда начинаешь читать книгу, заранее зная результаты главных исследований автора, проскальзывает мысль, что только об этом речь и будет идти. Этим грешат известные личности, выпуская книгу за книгой на волне популярности.
И каким же было удивлением, что автор крайне деликатно подвёл и скрупулёзно раскрывает и объясняет результаты своих исследований.
Газзанига ввёл понятие, наверно уже для всего научного мира, «внутреннего интерпретатора» и механику его действия. Сложно не транслировать это знание, когда читаешь уже другие книги.