Книга "Опасные советские вещи" представляет собой антропологическое и фольклористическое исследование, посвященное страхам советского человека. Авторы, известные фольклористы и антропологи А. Архипова и А. Кирзюк, рассматривают неполный список советских городских легенд об опасных вещах, таких как зараженные вшами джинсы и личинки под кожей африканского гостя.
Книга основана на данных опросов, интервью, мемуаров, дневников и архивных документов. В ней раскрывается, какие страхи существовали у советских людей, как они превращались в слухи и городские легенды, а также как влияли на поведение обывателей и порождали моральные паники. Вспоминаются случаи, когда на спичечном коробке искали профиль Троцкого или передавали слухи об отравленных угощениях.
Исследование представляет интерес для тех, кто хочет понять психологию советского общества, его традиции и представления о мире. Книга позволяет заглянуть в прошлое и увидеть, какие страхи и предрассудки существовали у советских людей, и как они влияли на их повседневную жизнь.
Отзывы
Ожидал прочесть сборник городских легенд и научную работу, а прочитал грубую антисоветскую агитку, неумело выдаваемую за научное исследование и сборник фольклора.
Особо забавно читать, как авторы на десятках страницах разливаются про семантику и что не надо искать скрытые знаки там где их нет, и тут же сами выдают фразу песни из «небесного тихохода» за предупреждение «большого брата»(мне сверху видно все ты так и знай)
отличная книга, многие истории были знакомы с детства, было интересно понять как они появились и зачем люди их рассказывали
Очень занимательное чтение. О роли городской легенды, почему она возникает и зачем, какую психологическую функцию выполняет. Авторы проделали огромную работу по сбору и анализу материала.
У книги этой парадоксальная природа. На первый взгляд, предмет исследования – советские городские легенды: крысы в колбасе, красная пленка, дома-свастики, охотящаяся на детей черная «Волга» и прочее – обещает развлекательное чтение. Но анализ этого пустякового вроде бы предмета вдруг вырастает в масштабное полотно человеческих страхов и архетипов, когнитивных диссонансов и стокгольмских синдромов.
Архипова и Кирзюк изображают человека как сложную систему, в котором сквозь рацио беззастенчиво и уверенно вырывается на свет мифологическое сознание. И тогда пуще всего вырывается, когда человек испуган, терпит лишения и теряет контроль над своей жизнью.
Когда спокойный и упорядоченный мир человека рушится, ему нужно найти внешнюю причину, виновника, врага – чтобы все опять встало на свои места, чтобы была понятная причина и понятная цель: «Это враги нам гадят! Уничтожим их – и все станет как прежде. А не можем врага уничтожить – так уничтожим хотя бы вещи, „зараженные“ вражескими смыслами и ценностями».
Почему надо прочесть?
Книга крайне актуальна для современного русского читателя. В своем Телеграм-канале «(Не)занимательная антропология» Александра Архипова собирает современные мифы и агитлегенды, связанные с СВО. А книга очень хорошо показывает, что они имеют точные аналоги из времен Первой и Второй мировых войн и последующих конфликтов.
Книга примирила меня со многими людьми и позволила шире взглянуть на текущую ситуацию. Так называемые «либералы» часто ругают так называемых «ватников» и пеняют на «зомбоящик» и пропаганду – и наоборот. А на поверку есть просто люди, разные люди – и все со своими страхами и когнитивными механизмами.
Книга рассказывает о механизме формирования мифов и легенд. Поскольку легенда – это постоянно встречающийся источник, очень рекомендую книгу всем экскурсоводам и историкам.
Наконец, многие легенды просто довольно смешные. А некоторые – жуткие. Так что книга вызовет гамму эмоций.
Сколько времени потребуется?
В книге чуть больше 500 страниц. Я читал неделю не отрываясь.
Любимая цитата
«Время от времени спящий сюжет переходит в активное состояние, и легенда начинает распространяться по всем возможным неформальным каналам – от коммунальных кухонь до приемных партийных начальников. Белоснежку будит от смертного сна поцелуй прекрасного принца, а легенда выходит из „спящего режима“ благодаря определенной социальной ситуации, когда большие массы людей теряют ощущение контроля над своей жизнью, испытывают лишения и страх».
я всегда думал, что фольклор это про сказки и былины, однако авторам удалось изменить моё представление об этом.
смотришь на легенды 50 летней давности и понимаешь, что они никуда не делись, а всё присутствуют с нами и сейчас