Когда человек шествует по Пути Самурая, он не должен искать других идеалов. То же самое касается самого Пути. Поэтому неправильно изучать Путь Конфуция или Путь Будды и говорить, что это – Путь Самурая. Если человек понимает это, он будет слушать проповеди о других Путях, но при этом с каждым днем все больше постигать свой собственный.
Ямамото Цунэтомо (Книга Первая)
Редактор Оксана Геннадьевна Денисова
Дизайнер обложки Татьяна Михневич
© Нуржанбек Шаршенович Акматов, 2020
© Ангелина Мухамедовна Демильханова, 2020
© Татьяна Михневич, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-4498-8488-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Один знакомый спросил меня: «Что ты чувствуешь, когда практикуешь айкидо?». И я ответила: «Я чувствую спонтанность, творчество, свободу. Я чувствую, что я человек, живой настоящий человек».
Основное отличие спортивной деятельности и боевого искусства коренится в принципах – жизненных принципах. Потому что боевое искусство – это наука жизни, которая имеет многовековую историю.
Любое боевое искусство основано на том, что в нем есть несколько составляющих – физические упражнения (ката, техники, развитие мышц, скорость реакции, тренировка внимания и т.п.), психологическая составляющая – познать себя, а затем научиться управлять собой (достигается путем физических тренировок, отработки с партнерами или системой спаррингов, дыхательные упражнения, разные формы медитативных техник и т.п.), и духовная составляющая, которая базируется на понимании самой сути природы человека, существования его в собственном мире, мире с другими людьми и мире окружающей его природы (эта составляющая в основном базируется на философских принципах основания боевых искусств, которые в зависимости от страны и континента могут быть представлены дзен-буддизмом, буддизмом, конфуцианством, даосизмом, индуизмом и т.п.).
Создавая айкидо, основатель Морихей Уэсиба акцентировал внимание на гармонизации духа и слиянии с жизненной энергией («Ки», «Ци» или «Чи» в китайской традиции). В связи с этим огромное значение в айкидо уделяется работе с энергией Ки, дыханием, умением управлять не только своим телом и собой, использовать энергию его движений против него самого же, но и завершить технически прием так, чтобы не нанести вреда своему противнику (партнеру).
«Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни, тем более, с любым смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее Ки, сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в любом виде воинских искусств не должны быть самоцелью для уничтожения противника, но, наоборот, должны вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим».1
Демильханова Ангелина, кандидат психологических наук, мастер Айкидо
После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, который известен как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство. В это время искусства борьбы (bugei), исходно имеющие целью поражение и уничтожение на поле боя, перешли к Пути боевых искусств (budo), направленному на совершенствование личности человека за счет соединения разума, тела и духа. С начала 17 века боевые искусства начали трансформироваться в «Пути» боевых искусств, которые, по сути, были схожи с Путем чайной церемонии, Путем стихосложения, Путем каллиграфии, Путем Будды и бессчетным числом других Путей, в чистом виде составляющих основу духовного развития японского народа и тесно связанных с дзен-буддизмом. Под влиянием буддистских концепций боевые искусства превратились из простого собрания приемов в философские «пути». Области их применения выросли от простой цели убить врага до комплекса элементов, связанных с повседневной жизнью. Иными словами, пути убийства были заменены путями жизни2.
Религия в Японии представлена главным образом буддизмом и синтоизмом. Считается, что дзен-буддизм, пришедший из Китая в конце XII века, становится наиболее влиятельной школой буддизма в Японии. Именно с дзен-буддизмом было связано кардинальное переосмысление боевых искусств Востока как одного из путей духовного совершенствования человека. Именно мирному дзену (от яп. – «созерцание») удалось в своем концептуальном подходе решить сложнейшие нравственные проблемы, связанные с насильственной природой военных действий.
Есть несколько наиболее привлекательных моментов для последователей практического дзена в боевых искусствах. Во-первых, дзенская медитация (как и йоговские методы психорегуляции) в своей основе имеет пассивно-созерцательный характер. В то же время, дзен заявляет о всеобщности своих принципов, о возможности испытать сатори (яп. «просветление») в любом акте повседневной жизни. В боевых искусствах активность действий выражена в наиболее концентрированном виде. Освоение данной области позволило дзену создать как бы активную форму йоги, открывающей путь к овладению практическими сферами жизнедеятельности человека. Во-вторых, традиционная практика дзена требовала не простого интеллектуального совершенствования, а единства духа и тела. Суровая дисциплина и необходимость совершенного владения телом и техникой борьбы в боевых искусствах были вопросом жизни и смерти, что открывало для дзена в этом плане максимальные возможности. Кроме того, регулярная и организованная физическая активность помогала снимать стрессы, возникающие при изнурительных «психологических опытах», препятствовала возникновению психических расстройств, именуемых «дзенской болезнью». В-третьих, и это, пожалуй, главное, практика боевых искусств была предельно далека от обыденности и тем самым особо предрасположена к переходу сознания в те состояния, к которым стремился дзен3.
Требования, предъявляемые к сознанию в «дзенских видах борьбы», имеют своеобразное продолжение в характеристике тактических и технических особенностей отдельных видов. Их объединяет общий для дальневосточной культуры принцип гибкости. Он нашел физическое воплощение в легком, гибком и очень прочном вооружении японских самураев и получил отражение в так называемых «заповедях бамбука». Айкидо сводит «принципы бамбука» к их квинтэссенции. Как перекати-поле уносится по ветру, опережая любой объект, рвущийся к нему, мастер айкидо не разрушает инерции атаки, а позволяет ей «выйти из-под контроля до полного саморазрушения». Он не наказывает противника, а вынуждает его убедиться в своей беспомощности. (Заметим, что всюду мастер действует спонтанно и бессознательно, как бамбук, естественно восстанавливающий нарушаемое равновесие).4
Основатель айкидо, Учитель Уэсиба Морихей, родился 14 декабря 1883 года. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом.
Основоположения учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству Будо. Он шел к этому цели долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах, с целью пронести истины Будо через события современной истории Японии. Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух Будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель – победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление Будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: к соединению фундаментальной созидательной силы Ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной Ки, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается состояние гармонии индивидуальной и универсальной Ки, которое проявляется в динамичном движении потока энергии Ки, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в айкидо5.
Идеи айкидо Уэсиба синтезировал из многих боевых искусств, которым он обучался, а также у своих наставников, с которыми встречался в своей жизни. Одним из них был наставник дзю-дзюцу Такаги Киэти, который позже познакомит его с Таэда Сокаку – великим учителем школы Дайто-рю айки-дзюцу. В этой школе Уэсиба почерпнул идею гармонии мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств, познакомился с мистическим понятием «айки», которое позже стало основой его собственной системы боевых искусств. Другая встреча, которая, несомненно, лежит в философии айкидо, это встреча с синтоистом Дэгути Онисабуро, лидером секты Омото-кё («учение великого начала» – одна из школ синто). Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль стала основной в идеологии айкидо.
В 1939 году Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо при небольшом синтоистском храме Ивами. В 1948 году создает ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е годы 20 столетия.
Таким образом, айкидо выражает в себе традиционную культуру Японии, где сочетает в себе так называемые мирные практики дзен (каллиграфия, чайная церемония и т.п.), принципы традиционных искусств борьбы Японии, также соединяет философию дзен-буддизма, конфуцианства и синтоизма одновременно.
Одним из основных понятий дзен-буддизма является понятие сатори: в медитативной практике дзен – это внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли»6.
Вот как описывает сам профессор Уэсиба сатори, постигшее его после долгих лет радений, умерщвления плоти, поста и медитации под каскадами. Событие относится к 1925 г., то есть ко времени окончания аскезы, когда подвижник переселился в деревню Аябэ: «Однажды, прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подо мной задрожала земля. Какой-то золотистый туман начал подниматься от земли, обволакивая меня. В ту же секунду я разумом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я понимаю язык щебечущих вокруг птиц. Внезапно я ощутил близ себя присутствие великого Творца в духовном обличье. Мысль озарила меня: основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле. С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне – мой дом, что мне принадлежат Солнце и звезды. Высокое положение в обществе, слава, почести, богатство – все это навсегда утратило для меня значение».
Некоторые из принципов, специфичные для айкидо, были сформулированы Морихеем Уэсибой. Другие принципы являются общими для всех боевых искусств. Айкидо является внутренним духовным стилем боевых искусств. Чтобы глубоко изучить это искусство, человек должен быть гармоничной, духовно и интеллектуально развитой личностью.
Философия айкидо основана на базовых принципах, которые условно можно подразделить на принципы духа и принципы телесности.
Философия айкидо – это философия Будо.
Духовные принципы
– Айки (яп. «дух единения»).
Авасэ (Awase) – это «единение» с противником, позволяющее предчувствовать его намерения и обращающее каждое его движение с выгодой для себя. Этот принцип дал айкидо название: «Ай» или «Авасэ» – означает «слияние», под термином «Ки» на востоке подразумевают всё, что нас окружает, Ки – это дух наполняющий всё сущее вокруг нас, «До» – это путь, способ, метод, при помощи которого вы воплощаете в жизнь задуманное. Айкидо – это Путь единения со всем вокруг. Больше этот принцип известен под названием Айки.
Айки – это смешивание с силой атакующего, используя энергию Ки.
Основной принцип айкидо – «настройка» на противника, позволяющая предчувствовать его намерения и делающая возможным выгодное использование его движения. Этот принцип дал айкидо его название: «Ай» значит «встретить», «Ки» – «дух» и «До» – «путь»7.
Основатель Айкидо Морихей Уэсиба говорил об Айки: