Читать онлайн
Будни копирайтера: 29 шагов к успеху в профессии. Книга-тренинг для практикующих копирайтеров

Наталья Ковригина
Будни копирайтера. 29 шагов к успеху в профессии. Книга-тренинг для практикующих копирайтеров

Посвящается моей маме, которая любила читать книги, но ушла слишком рано, чтобы прочесть мою

© Наталья Ковригина, текст, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Благодарности

За этой книгой стоят десятки людей – с соблюдением социальной дистанции и в масках, конечно же. И я хочу поблагодарить каждого.

Моего мужа – Виктора Шолошенко, который расширил время и пространство, чтобы эта книга появилась на свет. Спасибо за мужские дни с детьми, писательскую резиденцию в «Зеленом мысе» и блокноты с Гарри Поттером.

Мою большую семью – за то, что безоговорочно верит в меня и тепло поддерживает в любых начинаниях.

Моих главных учителей в копирайтинге – коллег, чьи советы и ремарки сделали меня лучше.

Моих бета-ридеров – Инессу Марееву и Катерину Березинскую, за вдумчивое чтение и бережную обратную связь.

Моего издателя – Марию Андрюкову, которая, по счастливой иронии, ответила согласием, хотя на ознакомление я выслала как раз главу об отказах.

Моих работодателей и клиентов, чьи истории наполнили эту книгу жизнью.


Как читать эту книгу

– Книга «Будни копирайтера» состоит из семи частей, которые названы в честь дней недели. И это не случайно. К примеру, первая часть, «Понедельник», и вправду нелегкая, она рассказывает о базисе профессии. А вот последняя – «Воскресенье» – посвящена личностному росту, всему тому, что выходит за рамки рутинных будней.

– Вместе семь частей последовательно образуют пирамиду копирайтера, где первая часть – это фундамент, а последняя – надстройка. Чтобы возвести крепкое здание, лучше двигаться по порядку, но выбор за вами. Если какие-то темы для вас сейчас актуальнее, смело читайте книгу вразброс.

– Это книга-тренинг. Она состоит из двадцати девяти глав, и в конце каждой вас ждет резюме и практикум. Попробуйте ежедневно читать по главе и делать упражнение, и, клянусь Святым Брифом, через месяц вы заметите перемены в себе и своих взаимоотношениях с работой.

– Выполнять задания удобнее в специальном воркбуке. Я выложила его в своем телеграм-канале «Копирайтека» – t.me/kopiraiteka. Вы можете распечатать его и постепенно заполнять.

– Во время чтения держите под рукой смартфон или ноутбук – в книге много ссылок на дополнительные материалы, которые можно скачать. Среди них чек-листы, рабочая тетрадь для планирования, сборник тестовых заданий, образец брифа, список полезных книг, кейсы и примеры работ.

По формату книга ближе к мемуарам о профессии, а не к научному труду. Все, о чем говорится на ее страницах, – это мой опыт, а не результаты двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых исследований. Поэтому, читая книгу, помните о том, что я не идеальная, а живая и, как все люди, склонна к повторам и противоречиям, когнитивным искажениям и аберрациям памяти. Но я верю: именно личный опыт, сколь субъективным, частным и односторонним он бы ни был, способен многому нас научить.


Слово автора

Будь копирайтером, говорили они. Пиши в инфостиле. Будь как Ильяхов. Все, как Ильяхов. Будь собой. Нужно девять баллов по Главреду. Как машина может оценить твой текст? Убери стоп-слова. Почему такой сухой текст? Используй разговорную речь. Почему так эмоционально? Пиши, сокращай. Пиши подробнее. Добавь конкретики. Мы не можем предоставить эту информацию. Приведи цифры. У нас нет этих данных.

Будь копирайтером, говорили они. Деньги не имеют значения. Почему так дорого? Как это вы не работаете по количеству знаков? А как нам оценить ваш труд? Писать каждый может. Все копирайтеры, с которыми мы работали, не справились с задачей. Мы против предоплаты. Сделайте скидку. Как это вы не делаете скидок?

Будь копирайтером, говорили они. Соблюдай сроки. Успей до дедлайна. А можно раньше? Когда пришлешь текст? Мы получили, но не посмотрели. Посмотрели, но не прочитали. Прочитали, но не обсудили. Обсудили, но не решили. Нам не горит, опубликуем через пару месяцев. Или никогда.

Будь копирайтером, говорили они. Мы хотим смелый креатив. Нет, это слишком эпатажно. Мы хотим, как у них. Вы повторяетесь. Мы доверяем вам как профессионалу. Мы немного отредактировали ваш текст. Наш дизайнер сократил ваш текст. Наш маркетолог переписал ваш текст. Да, можете использовать в портфолио, только укажите нас как соавторов.

Будь копирайтером, говорили они. Развивай личный бренд. Пиши о работе. Почему ты постоянно пишешь о работе? Почему ты пишешь так редко? Составь контент-план и следуй ему. Где твоя спонтанность? Мы хотим живые тексты, а не запланированные публикации. В них нет энергии, ты не в моменте.

Будь копирайтеркой, говорили они. Почему у тебя в профиле указано копирайтер? Ты не любишь феминитивы? Ты поддерживаешь мачизм и патриархат? Почему ты называешь себя копирайтеркой? Хочешь выделиться? Идешь за толпой? Думай своей головой. Празднуешь 8 Марта? А ты знаешь историю этого праздника? Работаешь 8 Марта? А ты знаешь историю этого праздника? Принимаешь подарки к 8 Марта? А ты знаешь историю этого праздника?

Просто будь копирайтером, говорили они.

Текст, который вы прочитали, – это спонтанный пост в «Фейсбуке», идея которого пронзила меня посреди ночи, в канун 8 Марта. Я до рассвета ворочалась, чтобы не забыть. А в семь утра вскочила с кровати и босиком, в ночной рубашке с божьими коровками, подбежала к ноутбуку и ввела в поисковик фразу «Будь копирайтером, говорили они». К моему счастью, еще никто не написал подобного текста, хотя с момента выхода видеоманифеста Be a lady they said[1] с Синтией Никсон уже прошло две недели, и в Сети появилось множество интерпретаций и имитаций.

Я быстро набрала текст. На скорую руку сделала фото с открыткой из коллекции «Копирайтека» и желтым тюльпаном (хорошо, что мой предусмотрительный муж купил цветы до праздника). И почти не редактируя, опубликовала пост. Спустя время я увидела, что в тексте были нестыковки и тавтология, но прямо тогда пост собрал триста лайков, полсотни репостов и пару десятков поддерживающих комментариев от незнакомых мне людей:

«Агонь!», «Круто!», «Чудесно», «Прямо в сердце!», «Прекрасно!», «Супер!», «Вау!», «Вот да!», «Крутяцкая круть!», «Восторг!», «Здо́рово написано!», «Обалденно!», «Классно!», «Это пять!», «Это гениально!», «Спасибо за этот текст!».

Почему простой текст, написанный за полчаса, так зацепил людей? Ответ звучал в других комментариях:

«О наболевшем, лучше и не скажешь», «Рабочее, наболевшее», «Моя боль», «Усе правда, усе так», «Ну ду-у-уже близьке! Ця Наталья Ковригина, вона що – теж працювала з моїми замовниками?», «Как знакомо!»

Я пишу эту книгу, чтобы текст, с которого она начинается, перестал вам откликаться. Чтобы вы работали с идеальными клиентами и вас воспринимали как партнера. Чтобы с вами не торговались и не оценивали вашу работу в тысячах знаках. Чтобы вы росли профессионально и финансово. А главное – чтобы вы сами ценили себя, гордились тем, что делаете, и получали удовольствие от того, что вы копирайтер и меняете мир к лучшему. Потому что текстам это по силам.

Я очень хочу, чтобы ваши копирайтерские будни превратились в праздники.

Часть первая
Понедельник. Профессия: копирайтер

Глава 1
Придумайте свое определение копирайтинга и копирайтера

Мне было двадцать три года, я работала копирайтером в именитом рекламном агентстве. В трудовой книжке теплилась первая запись, в сердце – гордость от воплощенной мечты. Каждый день я придумывала концепции и писала тексты: они висели на билбордах, звучали на радио, печатались в журналах. Это был успех!

Однажды я приехала в гости к родителям и среди старых многоэтажек встретила парня, с которым в школьные годы гуляла в одной компании. Он спросил, как дела, кем я работаю. Я задрала подбородок повыше и ответила: «Копирайтером». Знакомый криво усмехнулся и уточнил: «Делаешь ксерокопии?» Теперь я знаю, что с похожим каламбуром сталкивается едва ли не каждый мой коллега, но тогда этот вопрос шар-молотом поверг меня с пьедестала прямо на асфальт. Что я почувствовала? Разочарование: оказывается, не все знают, кто такой копирайтер. Растерянность: было неясно, как быстро объяснить, чем я занимаюсь. Обиду: я не сумела хлестко ответить. И не имела в кармашке хладоэлемента, чтобы приложить к ушибленному самолюбию.

С тех пор прошло шестнадцать лет. Хотелось бы сказать, что ситуация изменилась, но стрелки дважды поменяли направление. Копирайтинг на время стал таинственной заграничной профессией из книги Пелевина, а потом превратился в затертое слово. На кого только ни пришивают бирку «копирайтер»! Элитарный специалист превратился в чернорабочего.

Мы живем во времена девальвации профессии копирайтера. Копирайтинг считают легким дельцем, посильным каждому. Всего за месяц его предлагают освоить мамам в декрете, студентам и пенсионерам. В копирайтере видят копировальный аппарат, который множит сущности, хотя на деле это печатная машинка, способная создавать уникальные произведения. Рерайтинг стал синоним копирайтинга.

Возможно, в вашем окружении или «информационном пузыре» все в курсе, чем вы занимаетесь. Но в среднем по соцдемам это, скорее, исключение. Мне по-прежнему приходится время от времени разъяснять, кто такой копирайтер – сыну, соседке или тренеру в спортзале. В этом нет большой беды – они далеки от бизнеса, но меня удручает, что позиции копирайтинга слабы даже в предпринимательской среде. Вот недавний пример.

Я смотрела записи конференции, где главной темой был маркетинг в медицине. Один из спикеров делился идеями креативной рекламы в отрасли. Это был руководитель компании, которая продвигала клиники и частных специалистов, а по совместительству известный в городе радиоведущий. Он стоял в цветастом свитшоте, с бейджем, небрежно привязанным к шлевке джинсов, и показывал слайды с забавными рекламными кампаниями. В конце он продемонстрировал зрителям слайд с заголовком «Найдите тех, кто придумают ярче». И перечислил пять категорий подходящих людей: работники радио, журналисты, фармацевты, врачи и ведущие. Копирайтеров в списке не было.

Если использовать медицинские аналогии, то представьте, что на слайде «К кому идти, когда у вас болит сердце?» упомянули бы целителя, экстрасенса, астролога, консультанта по семейным отношениям и проктолога, но про кардиолога забыли. Как такое возможно?

Неважно, что это было: недобросовестная самореклама и промотирование коллег с радиостанции, негативный опыт взаимодействия с копирайтерами, который заставил стереть их из поля рекомендаций, или невежество эксперта по медицинскому маркетингу, который не знает о существовании копирайтеров и о том, что именно они и создают рекламный креатив. Ключевое в другом. В головах у наших потенциальных заказчиков и клиентов, бизнесменов и агентств не всегда есть знак равенства между рекламными текстами и копирайтером. Они готовы искать сторонних непрофильных специалистов, рассчитывая найти самородков, которые придумают им креативные концепции, названия и слоганы, напишут тексты для сайта, лендинга и эмейл-рассылки, создадут контент-планы и посты для соцсетей.

Ужасно хочется искоренить такое отношение. Популяризировать свое занятие, демонстрировать работы. Придумывать объяснения, шлифовать формулировки, искать метафоры и примеры, понятные даже детям. Чтобы авторитет профессии не валялся под ногами парня из старого детского двора. Или человека, который на конференции забывает упомянуть о главном.

И знаете что? Давайте делать это вместе. Рассказывать, какую пользу приносит наш труд. Пусть мы прозвучим не в унисон, но я верю, что разноголосье месседжей, которые промотируют профессию и повышают значимость работы копирайтера, способно ситуацию переломить.

Попробуйте создать свое определение. Кто такой копирайтер по-вашему? Чем он занимается? Для чего работает? Пусть это будут не фразы из терминологического словаря, а дефиниции из вашего персонального глоссария, правильные именно для вас, такие, с которыми вам по пути. Даже если другие их не разделяют.